В летных книжках немецких пилотов. У каждой засчитанной победы, попавшей в летную книжку фиксируется тип сбитого самолета. Появляется отличная возможность подсчитать о каких именно сбитых самолетах и в каком количестве докладывали пилоты люфтваффе и соотнести с числом произведенных и полученных по ленд-лизу самолетов, чтобы получить достаточно грубую, но зато абсолютно независимую оценку достоверности советских цифр производства хотя бы в области авиации.
Для начала давайте уточним о каких цифрах вообще идет речь. Вот отрывок из статьи Б.Соколова «Роль ленд-лиза в Великой отечественной войне 1941-45 гг.»
Американских самолетов поступило 15,481, британских 3,384. Из общего числа в 18,865 машин боевые составили около 17 тыс. С учетом же завышения данных о советском производстве доля западных поставок по боевым самолетам составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%...
Здесь озвучена как официальная советская цифра, что поставки боевых самолетов составляли 15% от их выпуска в Советском союзе, так и мнение ряда историков, назовем их ревизионистами, что на самом деле поставки составляли порядка 30%, следовательно советское производство завышено вдвое и составило порядка 50-60 тысяч боевых самолетов за войну.
Теперь о том, как я считал. Я взял данные из летных книжек наиболее известных немецких асов, воевавших на советско-германском фронте. Это первая летная книжка Эриха Хартмана, опубликованная в известной книге Толивера и Констебля (вторая утеряна). Потом я нашел сайт www.luftwaffe.cz и взял отсюда данные по победам Герхарда Баркхорна, Отто Киттеля и Вальтера Новотны. Естественно только относящиеся к Восточному фронту. Поскольку распределение самолетов, в том числе и ленд-лизовских по фронту было неравномерным, в частности на севере их было больше, я счел возможным, в целях объективности добавить к списку наиболее известного аса из действовавших в Норвегии – Рудольфа Мюллера.
Все данные я свел в табличку. Коррекция была минимальной. Естественно исключены все неопознанные самолеты, несуществующие модели по возможности сопоставлены с реально воевавшими, например И-180 записаны как И-16, а многочисленные ЛаГГ-5 распределены согласно контексту между ЛаГГ-3 и Ла-5. Об этом речь позже. Отброшены Р-5 и У-2, таких набралось 10. Всего получилось 1014 сбитых самолетов, цифра достаточно репрезентативная – это около 1% от официально заявленного количества выпущенных за годы войны самолетов.
Вот эта табличка. Второй столбец это количество выпущенных или полученных от союзников самолетов данной модели, третий – число сбитых по докладам немецких пилотов, четвертый – процент данной модели в общем авиапарке, если верить официальной статистике, пятый – процент той же модели от числа сбитых немецкими летчиками. Собственно сравнение двух последних столбцов и должно по идее дать ответ на вопрос можно ли верить советским цифрам.
Марка | Выпуск | Сбито | % выпуск | % сбито |
---|---|---|---|---|
Бомбардировщики и штурмовики | ||||
СБ | 6831 | 12 | 4,23 | 1,18 |
ДБ-3,Ил-4 | 6119 | 9 | 3,79 | 0,89 |
Су-2 | 877 |   | 0,54 |   |
Пе-2 | 11202 | 31 | 6,94 | 3,06 |
Ту-2 | 2500 |   | 1,55 |   |
Ил-2 | 36163 | 156 | 22,41 | 15,38 |
Ил-10 | 2328 |   | 1,44 |   |
Истребители | ||||
И-15 | 2408 | 2 | 1,49 | 0,20 |
И-153 | 3437 | 13 | 2,13 | 1,28 |
И-16 | 9450 | 38 | 5,86 | 3,75 |
МиГ-1 | 100 | 4 | 0,06 | 0,39 |
МиГ-3 | 3322 | 26 | 2,06 | 2,56 |
Як-1 | 8721 | 96 | 5,41 | 9,47 |
Як-7 | 6339 | 22 | 3,93 | 2,17 |
Як-9 | 16769 | 66 | 10,39 | 6,51 |
Як-3 | 4848 | 4 | 3,00 | 0,39 |
ЛаГГ-3 | 6528 | 192 | 4,05 | 18,93 |
Ла-5 | 10000 | 183 | 6,20 | 18,05 |
Ла-7 | 5753 | 2 | 3,57 | 0,20 |
Импорт | ||||
A-20 Boston | 2771 | 5 | 1,72 | 0,49 |
B-25 Mitchell | 861 |   | 0,53 |   |
Hampden | 20 |   | 0,01 |   |
Hurricane | 2952 | 41 | 1,83 | 4,04 |
Spitfire | 1338 | 3 | 0,83 | 0,30 |
P-40 Tomahawk | 2134 | 35 | 1,32 | 3,45 |
P-39 Airacobra | 4952 | 74 | 3,07 | 7,30 |
P-63 Kingcobra | 2421 |   | 1,50 |   |
P-47 Thunderbolt | 195 |   | 0,12 |   |
P-51 Mustang | 10 |   | 0,01 |   |
Какие же выводы можно сделать из этой таблицы? Как мы видим проценты в двух последних столбцах далеко не совпадают, что по-идее должно бы наблюдаться. Поэтому мы можем лишь грубо подсчитать количество советских и импортных самолетов. Доля импортных среди общего числа сбитых, если верить докладам немецких летчиков, в точности повторит официальную советскую цифру – 158 из 1014 или 15,58%.
Почему же наблюдается такая чехарда с процентами? Тут есть несколько факторов. Во-первых, надо полагать доля бомбардировщиков, сбитых зенитной артиллерией, была гораздо выше, чем у истребителей, что в общем логично. Во-вторых, самолеты, выпускавшиеся в основном до войны, такие как СБ или И-15, тоже искажают картину – далеко не все построенные машины, принимали участие в войне.
Есть и другие соображения. Например американские истребители P-63 Kingcobra на фронт, как известно не попали, и процент импортных самолетов, сбитых немцами, должен быть несколько меньшим, чем их доля в общем количестве и так далее.
Поэтому первая таблица нуждается в некоторой коррекции. Во-первых, отбросим бомбардировщики, старые самолеты и не принимавшие участия в боевых действиях. Во-вторых, объединим схожие машины одного КБ в одну графу – например все самолеты Як. Ясно, что отличить в горячке боя Як-9 от Як-3 далеко не всегда возможно. При этом возможность сравнения в интересующем нас контексте никак не страдает – мы отбрасываем как произведенные самолеты, так и сбитые.
Марка | Выпуск | Сбито | % выпуск | % сбито |
---|---|---|---|---|
МиГ-1,3 | 3422 | 30 | 4,64 | 4,01 |
Як-1,7,9,3 | 36677 | 188 | 49,73 | 25,13 |
ЛаГГ-3 | 6528 | 192 | 8,85 | 25,67 |
Ла-5,7 | 15753 | 185 | 21,36 | 24,73 |
Hurricane | 2952 | 41 | 4,00 | 5,48 |
Spitfire | 1338 | 3 | 1,81 | 0,40 |
P-40 Tomahawk | 2134 | 35 | 2,89 | 4,68 |
P-39 Airacobra | 4952 | 74 | 6,71 | 9,89 |
всего | 73756 | 748 | 100,00 | 100,00 |
Для удобства представим данные из 4 и 5 столбцов таблицы в виде диаграммы. Желтым цветом отмечены результаты, как они выглядят в рапортах немецких пилотов, красным – по данным советской статистики производства.
Как мы видим, удивительным образом количество сбитых ЛаГГ-3, о которых докладывали немецкие асы примерно втрое превышает то число, какое должно было бы быть, если опираться на цифры производства. С другой стороны истребители Як не пользовались популярностью у немецких пилотов, доклады о них встречаются вдвое реже, чем должны бы. Однако эти самолеты (ЛаГГ-3 и семейство Як) внешне достаточно похожи. Видимо здесь имеет место неверная идентификация их немецкими летчиками. Вообще, случай достаточно распространенный. Например доклады советских пилотов, действовавших на южном направлении в начале войны пестрят сбитыми He.112, так как эти истребители присутствовали в опознавательных книжках. На самом же деле на фронте они почти не применялись, их было буквально несколько десятков на вооружении ВВС Румынии.
Видимо значительную часть ЛаГГ-3 следует отнести на счет истребителей Як. Так же хорошо коррелирует с действительностью несоответствие числа поставленных и сбитых «Спитфайров» – на фронте они почти не использовались.
Вернемся однако к главному вопросу. Действительно, количество импортных истребителей, если судить по рапортам немцев несколько выше, чем должно было бы быть. Особенно это касается «Аэрокобры» - почти в полтора раза. Причем ввиду оригинального расположения двигателя – позади пилота, а следовательно и смещенного сильно назад крыла, спутать этот самолет с другими довольно непросто. Всего же по данным советской статистики истребителей производства военных лет поставлено 62,380, а получено по ленд-лизу 11,376. То есть 18,24%. А по докладам немецких летчиков 153 из 595 сбитых ими истребителей были импортными. Или 25,71%.
Однако делать на основании этого вывод о том, что советские данные завышены врядли стоит. Во-первых, получается завышение не 100%, как утверждает Соколов, а всего 40%. Стоит ли такая игра свеч? Ведь картину оно существенно не меняет. Во-вторых, относительно более высокому числу ленд-лизовских самолетов, мозоливших глаза немецким асам, можно найти и рациональное объяснение. Как ни крути, а собранные на западных авиазаводах машины были надежнее, чем неизвестно кем и в каких условиях сделанные советские. Соответственно и процент небоевых потерь среди наших должен был быть выше, что с лихвой покроет небольшую разницу в процентах.
В общем для себя я сделал вывод, что по крайней мере в авиации, данным о производстве в СССР в годы войны можно доверять.