oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

26. Внимание, внимание, говорит Германия...

Тема ленд-лиза, вернее возможного завышения советского производства в годы Второй мировой прочно завладела моими мыслями :). Говорить на эту тему можно бесконечно, но позиция оппонентов в таких спорах определяется, как правило, их политическими взглядами, и толку от обсуждений, коих было уже, в том числе и в ЖЖ, немало практически никакого. Поэтому я все думал, а как можно проверить данные о производстве военной техники в СССР из независимого источника. Западные документы тут мало чем могут помочь - они лишь воспроизводят, за неимением других, советские цифры. Немцы, понятное дело, по ходу войны точными данными на этот счет так же не обладали, а эмоциональные высказывания ряда немецких мемуаристов, в том числе и достаточно высокопоставленных, о подавляющем количественном превосходстве советской техники, объясняют желанием найти объективное объяснение своим собственным промахам, а то и зависимостью от победителей. Советские источники изначально ставятся под сомнение. Где выход?

В летных книжках немецких пилотов. У каждой засчитанной победы, попавшей в летную книжку фиксируется тип сбитого самолета. Появляется отличная возможность подсчитать о каких именно сбитых самолетах и в каком количестве докладывали пилоты люфтваффе и соотнести с числом произведенных и полученных по ленд-лизу самолетов, чтобы получить достаточно грубую, но зато абсолютно независимую оценку достоверности советских цифр производства хотя бы в области авиации.

Для начала давайте уточним о каких цифрах вообще идет речь. Вот отрывок из статьи Б.Соколова «Роль ленд-лиза в Великой отечественной войне 1941-45 гг.»

Американских самолетов поступило 15,481, британских 3,384. Из общего числа в 18,865 машин боевые составили около 17 тыс. С учетом же завышения данных о советском производстве доля западных поставок по боевым самолетам составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%...

Здесь озвучена как официальная советская цифра, что поставки боевых самолетов составляли 15% от их выпуска в Советском союзе, так и мнение ряда историков, назовем их ревизионистами, что на самом деле поставки составляли порядка 30%, следовательно советское производство завышено вдвое и составило порядка 50-60 тысяч боевых самолетов за войну.

Теперь о том, как я считал. Я взял данные из летных книжек наиболее известных немецких асов, воевавших на советско-германском фронте. Это первая летная книжка Эриха Хартмана, опубликованная в известной книге Толивера и Констебля (вторая утеряна). Потом я нашел сайт www.luftwaffe.cz и взял отсюда данные по победам Герхарда Баркхорна, Отто Киттеля и Вальтера Новотны. Естественно только относящиеся к Восточному фронту. Поскольку распределение самолетов, в том числе и ленд-лизовских по фронту было неравномерным, в частности на севере их было больше, я счел возможным, в целях объективности добавить к списку наиболее известного аса из действовавших в Норвегии – Рудольфа Мюллера.

Все данные я свел в табличку. Коррекция была минимальной. Естественно исключены все неопознанные самолеты, несуществующие модели по возможности сопоставлены с реально воевавшими, например И-180 записаны как И-16, а многочисленные ЛаГГ-5 распределены согласно контексту между ЛаГГ-3 и Ла-5. Об этом речь позже. Отброшены Р-5 и У-2, таких набралось 10. Всего получилось 1014 сбитых самолетов, цифра достаточно репрезентативная – это около 1% от официально заявленного количества выпущенных за годы войны самолетов.

Вот эта табличка. Второй столбец это количество выпущенных или полученных от союзников самолетов данной модели, третий – число сбитых по докладам немецких пилотов, четвертый – процент данной модели в общем авиапарке, если верить официальной статистике, пятый – процент той же модели от числа сбитых немецкими летчиками. Собственно сравнение двух последних столбцов и должно по идее дать ответ на вопрос можно ли верить советским цифрам.

Марка Выпуск Сбито % выпуск % сбито
Бомбардировщики и штурмовики
СБ 6831 12 4,23 1,18
ДБ-3,Ил-4 6119 9 3,79 0,89
Су-2 877   0,54  
Пе-2 11202 31 6,94 3,06
Ту-2 2500   1,55  
Ил-2 36163 156 22,41 15,38
Ил-10 2328   1,44  
Истребители
И-15 2408 2 1,49 0,20
И-153 3437 13 2,13 1,28
И-16 9450 38 5,86 3,75
МиГ-1 100 4 0,06 0,39
МиГ-3 3322 26 2,06 2,56
Як-1 8721 96 5,41 9,47
Як-7 6339 22 3,93 2,17
Як-9 16769 66 10,39 6,51
Як-3 4848 4 3,00 0,39
ЛаГГ-3 6528 192 4,05 18,93
Ла-5 10000 183 6,20 18,05
Ла-7 5753 2 3,57 0,20
Импорт
A-20 Boston 2771 5 1,72 0,49
B-25 Mitchell 861   0,53  
Hampden 20   0,01  
Hurricane 2952 41 1,83 4,04
Spitfire 1338 3 0,83 0,30
P-40 Tomahawk 2134 35 1,32 3,45
P-39 Airacobra 4952 74 3,07 7,30
P-63 Kingcobra 2421   1,50  
P-47 Thunderbolt 195   0,12  
P-51 Mustang 10   0,01  


Какие же выводы можно сделать из этой таблицы? Как мы видим проценты в двух последних столбцах далеко не совпадают, что по-идее должно бы наблюдаться. Поэтому мы можем лишь грубо подсчитать количество советских и импортных самолетов. Доля импортных среди общего числа сбитых, если верить докладам немецких летчиков, в точности повторит официальную советскую цифру – 158 из 1014 или 15,58%.

Почему же наблюдается такая чехарда с процентами? Тут есть несколько факторов. Во-первых, надо полагать доля бомбардировщиков, сбитых зенитной артиллерией, была гораздо выше, чем у истребителей, что в общем логично. Во-вторых, самолеты, выпускавшиеся в основном до войны, такие как СБ или И-15, тоже искажают картину – далеко не все построенные машины, принимали участие в войне.

Есть и другие соображения. Например американские истребители P-63 Kingcobra на фронт, как известно не попали, и процент импортных самолетов, сбитых немцами, должен быть несколько меньшим, чем их доля в общем количестве и так далее.

Поэтому первая таблица нуждается в некоторой коррекции. Во-первых, отбросим бомбардировщики, старые самолеты и не принимавшие участия в боевых действиях. Во-вторых, объединим схожие машины одного КБ в одну графу – например все самолеты Як. Ясно, что отличить в горячке боя Як-9 от Як-3 далеко не всегда возможно. При этом возможность сравнения в интересующем нас контексте никак не страдает – мы отбрасываем как произведенные самолеты, так и сбитые.

Марка Выпуск Сбито % выпуск % сбито
МиГ-1,3 3422 30 4,64 4,01
Як-1,7,9,3 36677 188 49,73 25,13
ЛаГГ-3 6528 192 8,85 25,67
Ла-5,7 15753 185 21,36 24,73
Hurricane 2952 41 4,00 5,48
Spitfire 1338 3 1,81 0,40
P-40 Tomahawk 2134 35 2,89 4,68
P-39 Airacobra 4952 74 6,71 9,89
всего 73756 748 100,00 100,00


Для удобства представим данные из 4 и 5 столбцов таблицы в виде диаграммы. Желтым цветом отмечены результаты, как они выглядят в рапортах немецких пилотов, красным – по данным советской статистики производства.

Image Hosted by ImageShack.us

Как мы видим, удивительным образом количество сбитых ЛаГГ-3, о которых докладывали немецкие асы примерно втрое превышает то число, какое должно было бы быть, если опираться на цифры производства. С другой стороны истребители Як не пользовались популярностью у немецких пилотов, доклады о них встречаются вдвое реже, чем должны бы. Однако эти самолеты (ЛаГГ-3 и семейство Як) внешне достаточно похожи. Видимо здесь имеет место неверная идентификация их немецкими летчиками. Вообще, случай достаточно распространенный. Например доклады советских пилотов, действовавших на южном направлении в начале войны пестрят сбитыми He.112, так как эти истребители присутствовали в опознавательных книжках. На самом же деле на фронте они почти не применялись, их было буквально несколько десятков на вооружении ВВС Румынии.

Видимо значительную часть ЛаГГ-3 следует отнести на счет истребителей Як. Так же хорошо коррелирует с действительностью несоответствие числа поставленных и сбитых «Спитфайров» – на фронте они почти не использовались.

Вернемся однако к главному вопросу. Действительно, количество импортных истребителей, если судить по рапортам немцев несколько выше, чем должно было бы быть. Особенно это касается «Аэрокобры» - почти в полтора раза. Причем ввиду оригинального расположения двигателя – позади пилота, а следовательно и смещенного сильно назад крыла, спутать этот самолет с другими довольно непросто. Всего же по данным советской статистики истребителей производства военных лет поставлено 62,380, а получено по ленд-лизу 11,376. То есть 18,24%. А по докладам немецких летчиков 153 из 595 сбитых ими истребителей были импортными. Или 25,71%.

Однако делать на основании этого вывод о том, что советские данные завышены врядли стоит. Во-первых, получается завышение не 100%, как утверждает Соколов, а всего 40%. Стоит ли такая игра свеч? Ведь картину оно существенно не меняет. Во-вторых, относительно более высокому числу ленд-лизовских самолетов, мозоливших глаза немецким асам, можно найти и рациональное объяснение. Как ни крути, а собранные на западных авиазаводах машины были надежнее, чем неизвестно кем и в каких условиях сделанные советские. Соответственно и процент небоевых потерь среди наших должен был быть выше, что с лихвой покроет небольшую разницу в процентах.

В общем для себя я сделал вывод, что по крайней мере в авиации, данным о производстве в СССР в годы войны можно доверять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments