oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

19. Иванов по-японски

Что-то давно от меня не доставалось Виктору нашему понимаете-ли "Суворову" :).

Если познания вышепоименованного персонажа в авиации, относящиеся к ТБ-7, он же Пе-8 (где говорится, что 1000 таких машин могли с гарантией предотвратить войну) клеймились неоднократно, то рассуждния о программе создания самолета "иванов" и его японском якобы аналоге B5N на моей памяти достойной отповеди не получали. Восполним этот пробел.

В своей книге "День М", "Суворов" развивает теорию, что наиболее агрессивные режимы были склонны вооружать свою авиацию дешевыми но массовыми "самолетами первого удара". Использовав внезапное, без объявления войны, нападение такие самолеты должны были по мысли псевдо-Суворова нанести максимальный ущерб ошеломленному противнику, не встречая сильного сопротивления.

В их конструкции и характеристиках нет ничего выдающегося, но во внезапном ударе они великолепны. По виду, размерам, летным характеристикам "Никадзима" Б-5Н больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик. Это даст ему возможность проноситься над целью так низко, что с кораблей и с земли видны лица пилотов, так низко, что промах при сбросе смертоносного груза практически исключен.

Характерной особенностью рассуждений нашего эрзац-Суворова является то, что он почти в каждом предложении тычет пальцем в небо. Если кому-то и кажется, что B5N похож на истребитель, то только потому, что он одномоторный. А одномоторный он потому, что такая схема являлась доминирующей для тогдашних палубных самолетов - ангары то не резиновые, место надо экономить. Что касается небольшой высоты полета, то она диктовалась максимально допустимой высотой сброса торпеды - не более 100 метров, и никакими другими соображениями. Да и какая связь между "истребительным видом" и "возможностью низко проноситься над целью" понятно видимо лишь одному Владимиру Богдановичу.

Б-5Н был создан для ситуации, когда в небе ему никто не мешает работать. Б-5Н страшен слабым и беззащитным, страшен в группе, страшен во внезапном нападении. Страшен, как стая свирепых, кровожадных гиен, которые не отличаются ни особой силой, ни скоростью, но имеют мощные клыки и действуют сворой против того, кто слабее, против того, кто не ждет нападения и не готов его отражать.

И далее настойчиво проводится идея, что конструкция подобных самолетов максимально упрощалась и удешевлялась, чтобы выпустить как можно больше таких машин, а пилоты для них готовились в массовом порядке и были ниже средней квалификации.

На самом же деле японские конструкторы, создавая этот самолет, попытались использовать все, что давала авиационная наука того времени. B5N имел цельнометаллический фюзеляж, убираемое шасси, трехлопастной винт изменяемого шага, капот NACA, щелевые закрылки, элероны "фрайз", триммеры рулей направления и высоты. Вообще трудно найти такую новинку, которая на нем не была бы применена, зачастую впервые в японской авиации.

Чтобы убедиться насколько совершенным был "Кейт", а именно такое кодовое наименование присвоили ему американцы, достаточно сравнить его со своими визави - американским тропедоносцем "Девастейтор" и английским "Свордфиш", стоявшими на вооружении к началу войны.



Даже чисто визуально видно, насколько B5N превосходит оппонентов. С устаревшим "Свордфишем" его вообще смешно сравнивать, но и относительно неплохому "Девастейтору" японец "привозил" более 35 км/ч скорости, не говоря уж об остальных характеристиках. Например дальность полета у "Кейта" была 1935 км против 700 у "Девастейтора". Почти втрое!

То же касается и пилотов. В палубных эскадрильях была собрана элита японской авиации. Лучшие из лучших. К войне японцы готовились тщательно, если не сказать фанатично. "В этом отношении [подготовки пилотов] мы добились особенных успехов! Основные летные школы нашего флота располагались не в метрополии, а на заморских территориях. Поэтому даже наш собственный народ не подозревал об истинных масштабах подготовки". Это пишут в книге "Японская авиация во Второй мировой войне" Д.Хорикоши и М.Окумия. Но и среди палубных самолетов B5N выделялись особо. Это было лезвие меча авиации флота. Именно на "Кейте" летел командир ударной группы японцев при атаке Перл-Харбора Генда Минору.

Вернемся однако к писаниям нашего героя.

Славно поработали легкие бомбардировщики "Никадзима" Б-5Н в Перл-Харборе, но на этом героическая страница и закрывается. <...> В следующих боях, когда американцы пришли в себя, когда началась обыкновенная война без ударов ножом в глотку спящему, Б-5Н себя особенно не проявил.

Вообще логика довольно странная. Назовите мне хоть один самолет, который в благоприятных условиях, а именно к ним относится внезапное нападение и господство в воздухе, будет действовать хуже ;). Неправда и то, что B5N после Пирл-Харбора никак себя не проявили. Наиболее яркой их победой стало потопление 8 мая 1942 года крупнейшего американского авианосца "Лексингтон" во время сражения в Коралловом море. Поучаствовали "Кейты" и в уничтожении другого американского авианосца, "Йорктауна" в битве у атолла "Мидуэй". Наконец 26 октября 1942 года в бою у островов Санта-Крус отправился на дно и "Хорнет", получивший две торпеды от японских самолетов. Лишь когда были потеряны отлично подготовленные еще до войны летчики, эффективность ударов "Кейтов", как впрочем и всей японской авиации, резко упала. Сказалось и то, что к 1943-му году совершивший свой первый полет за 6 лет до этого самолет уже изрядно устарел.

Подведем итог.

Летом 1936 года "Никадзима" Б-5Н еще не летал ни разу и о нем было мало известно. В конструкции японского самолета не было ничего рекордно-сенсационного, что могло привлечь сталинское внимание. Но Сталин уже в 1936 году мыслил теми же категориями, что и японские адмиралы. Уже в 1936 году Сталин приказал своим конструкторам создать тот тип самолета, который в одно прекрасное утро появляется в лучах восходящего солнца. Это был именно тот сценарий, по которому Сталин намеревался вступить в войну.

Логика "Суворова" такова: поскольку Су-2 похож на B5N, а Япония внезапно атаковала США, то следовательно СССР тоже хотел внезапно атаковать Германию :). Здесь Владимир Богданович спотыкается на первом же шагу, между Су-2 и B5N нет ничего общего. Может быть и на Германию Сталин нападать не собирался ;)?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments