oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

16. Бегемоты - 2

К февралю 1968 года все было готово для закладки третьего вертолетоносца 1123-го проекта - "Киев". Он должен был строится в несколько скорректированном варианте, но в целом повторял "Москву" и "Ленинград". Советский флот мог бы пополнится еще одним посредственным кораблем. Однако летом 1967 года в Домодедово руководству был продемонстрирован экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36. Новая игрушка настолько понравилась министру обороны Д.Ф.Устинову, что он потребовал оснастить новые противолодочные крейсера перспективным оружием. Все это происходило на фоне слухов о создании в Англии сверхзвукового СВВП P.1127, разрабатывавшегося с 1957 года на фирме Hawker. Иностранная печать пестрела статьями о уникальных возможностях нового вида оружия, о революции в войне на море, о том, что новые самолеты позволят строить небольшие по размерам и дешевые авианосцы, которые вытеснят неуклюжих атомных мастодонтов. При желании СВВП даже могли базироваться на обычных контейнеровозах.

Некоторые эксперты считают, что эта кампания в прессе была целенаправленной дезинформацией, рассчитанной на советское руководство, чтобы воспрепятствовать постройке Советским Союзом обычных авианосцев. Так или иначе, но было принято решение приспособить "Киев" для базирования новых машин. Это естественно вызвало рост водоизмещения. Кроме того, было решено разместить на корабле новейшие противокорабельные ракеты. В итоге "Киев" стал совершенно новым кораблем - тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143. Его водоизмещение по сравнению с с 17,500 тонн у "Москвы" выросло до 41,500 тонн. А ведь все начиналось с попытки построить противолодочный корабль, водоизмещением 4-4,5 тыс. тонн!



Интересно, что "Киев" намного превосходил по размерам "обычный" французский авианосец "Фош" 41,5 против 32,8 тыс. тонн. При этом "Фош" все же был вполне боеспособным авианосцем, который мог нести до 40 нормальных самолетов и вертолетов. Ну а каковы же были возможности кораблей проекта 1143, которых в СССР построили 4 штуки?

Абсолютно нелепым выглядело решение разместить на корабле такого предназначения мощный ударный комплекс из 8 пусковых установок противокорабельных ракет "Базальт". Понятно, что авиационная группировка "Кречетов" (таково было кодовое наименование проекта 1143), как мы увидим позже, не представляла для надводных кораблей противника никакой реальной угрозы. Однако хотя дальность пуска "Базальтов" составляла 550 км, идея подводить столь большой и дорогой корабль, как "Киев" на дистанцию атаки потенциальной цели, например американской авианосной ударной группы, выглядит глупо. Тем более нелепо было бы заставлять 41-тысячетонный корабль с экипажем в 1433 человека и 30-ю летательными аппаратами на борту охотится за менее значимыми целями. Возможно "Базальты" установили на крейсер для самообороны? Такой подход выглядел бы разумным, если бы не одно "но". Во всем мире, для защиты столь крупных единиц обычно используют гораздо более дешевые специализированные корабли. Достаточно сказать, что при почти вчетверо меньшем водоизмещении (11,280 тонн), крейсер проекта 1164 "Слава" имел вдвое более мощный залп - 16 "Базальтов" против 8 у "Киева". Ясно, что делегирование функции ракетного удара кораблям эскорта является и более дешевым и более эффективным решением. Да и не является нанесение ракетных ударов "корабль-корабль" задачей авианосных ударных групп.

Впрочем вовсе не "Базальты" были главной бедой ТАКР-ов 1143 проекта. Мощь авианосца определяется мощью его самолетов. Численность авиагруппы "Киева" и "Минска" составляла 22 летательных аппарата, на "Новороссийске" и "Баку" она была увеличена до 36 машин. Единственным советским серийным самолетом вертикального взлета и посадки являлся Як-38. Его часто сравнивают с английским "Харриером", но это не совсем правильно. "Харриер" был, да собственно и до сих пор остается, полноценной боевой машиной, тогда как Як-38 в значительной мере остался демонстрационным стендом, показывающим принципиальную возможность вертикального взлета. Его боевые возможности были близки к нулю.

Ахиллесовой пятой Як-38 стала трехдвигательная схема. Наряду с маршевым двигателем Р27-В-300 тягой 6100 кг работающим как на взлете, так и в прямолинейном полете, только для взлета использовались еще два РД-36ФВР тягой по 3250 кг. Поскольку взлетный вес СВВП жестко завязан на максимальную тягу двигателей то балласт из двух подъемных двигателей негативно сказывался на количестве топлива и боевой нагрузки, которую мог нести самолет. А тот факт, что в полетном режиме использовалась лишь примерно половина взлетной мощи силовой установки отрицательно влиял на летные данные машины.

На эту проблему наложилась и традиционная относительно низкая экономичность советских двигателей, не столь заметная на "обычных" самолетах. В результате радиус действия Як-38 на малых высотах составлял всего 75 км, а продолжительность полета с двумя бомбами ФАБ-100 или пушечным контейнером не превышала 20 минут! При том, что вооружение Як-38 составляли в основном обычные свободно падающие бомбы и неуправляемые ракеты, то есть оружие радиус действия которого вынуждал самолет подходить вплотную к атакуемому объекту, его эффективность в действиях против надводных кораблей вероятного противника была исчезающе мала. В лучшем случае этот самолет мог бы воздействовать на слабо защищенные береговые объекты. Естественно прекрасно понимало это и советское командование. Поэтому главной задачей палубных "тридцать-восьмых" была... борьба с самолетами ДРЛО и ПЛО противника! Говоря проще "яки" должны были сбивать палубные варианты "авакса" - американские E-2C "Хокай".

Врядли история знает пример постановки более нелепой задачи, после того, как персидский царь Ксеркс распорядился высечь море. "Хокаи" были способны обнаруживать воздушные цели на дальности до 370 км и наводить на них палубные истребители F-14 "Томкэт". "Томкэты" могли нести до шести ракет AIM-54 "Феникс" с дальностью пуска более 180 км, радар, способный засекать воздушные цели на дальности до 150 км, скорость 2485 км/ч и радиус действия 926 км. Для справки Як-38 мог развивать максимум 1050 км/ч, не имел радара и встроенной пушки, его максимальный радиус в самых благоприятных условиях составлял 150-200 км, а вооружение - подвесной пушечный контейнер и в лучшем случае пару ракет ближнего боя Р-3С - копии американского "Сайдвиндера" с дальностью 7,5 км.



Прикиньте вероятность того, что "яки" преодолеют заслон из F-14-х, и приблизятся к "Хокаю" на 7,5 км. Кроме всего прочего для этого "Киеву" пришлось бы подойти к американской авианосной ударной группе на 150 км. Ясно, что он был бы уничтожен задолго до этого.

Какова же была реальная боевая эффективность крейсеров 1143 проекта? Пожалуй она осталась такой же, как и у их предшественников - "Москвы" и "Ленинграда", - они могли с некой ненулевой вероятностью обнаруживать одну подводную лодку вероятного противника, поддерживать с ней контакт и в идеале уничтожать. Надо только напомнить, что ко времени вступления в строй первого из "Кречетов", а это 1975-й год, дальность пусков баллистических ракет еще больше возросла, и для охоты за ПЛАРБ вероятного противника им понадобилось бы еще дальше уходить в открытый океан, где мастодонты наверняка были бы уничтожены задолго до того, как смогли бы приступить к выполнению своей задачи.

Подводя итог сказанному можно смело утверждать: тяжелые авианесущие крейсера 1143-го проекта явились одними из самых неудачных кораблей в истории человечества, своеобразной потемкинской деревней на море. За внушительным фасадом, обилием всевозможных систем оружия не было реальной боевой мощи. При том, что программа строительства авианесущих крейсеров обошлась народному хозяйству в огромные суммы, и задержала развитие нормальных авианосцев на 20 лет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments