oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Category:

145. Кто создал флот Японии?

MikasaLJ.png
Люди, которые пренебрежительно высказываются о русском флоте периода Русско-японской войны как правило не вполне себе представляют кто был нашим противником. Япония в начале XX века только еще становилась на путь интенсивного промышленного развития и имела мало общего с той технологически продвинутой страной, какой мы знаем ее сейчас.

Однако невысокий в целом уровень промышленного развития Японии того времени неправильно распространять на состояние ее флота. Страна восходящего солнца находилась в уникальных условиях среди морских держав того времени. Не имея собственного кораблестроения она могла выбирать лучшие проекты, а имея союз с владычицей морей Англией, Япония получала доступ к лучшим верфям в мире.

https://youtu.be/lB1_xx1CzIE



Где и были построены все шесть эскадренных броненосцев, прошедших Русско-японскую войну. Идея ослабления России руками своего дальневосточного союзника вполне соответствовала интересам Англии, поэтому они поработали на совесть.

Первая пара японских броненосцев - "Фудзи" и "Ясима", построенная в противовес китайским однокласникам и заказанная еще до Японо-китайской войны, несколько выделяется из общего ряда. Для своего времени это были достаточно крупные и очень сильные корабли. Но к началу Русско-японской войны они уже не являлись последним словом техники. Среди всех 14 броненосных кораблей японского флота, принявших активное участие в войне, эти два были единственными не принадлежащими к числу новейших и сильнейших кораблей.

fujiLJ.jpg
Эскадренный броненосец "Фудзи"

Впрочем, броненосцы типа "Фудзи" были еще вполне себе боеспособными кораблями. О них достаточно будет сказать, что новейшее английское орудие 12"/40 Mark IX, ставшее главным калибром английского флота вплоть до начала дредноутской эры, впервые было установлено именно на этих кораблях. На английских же броненосцах оно появилось лишь спустя четыре(!) года! Это к слову о том, насколько серьезно относились англичане к вооружению японского флота новейшей техникой.

Лицом же японского линейного флота стали четыре корабля, построенные в Англии специально под войну с Россией. Эти корабли были сильнейшими броненосцами мира на то время.

Чтобы не быть голословным я сделал эту диаграмму, где эскадренные броненосцы ведущих кораблестроительных держав мира, не считая России и Японии, вступившие в строй с начала XX века и до начала Русско-японской войны, отсортированы по полному водоизмещению. Как вы видите первые три позиции в этом списке принадлежат англичанам. Причем с огромным отрывом.

Top12LJ.png

Даже до занимающих третью позицию облегченных (по английским меркам) "Дунканов" всем остальным странам еще очень далеко. Что уж говорить о броненосцах "Формидэбл" и "Лондон"? По сути являвшихся двумя подклассами одной большой серии? И если автор капитальной истории английского линкора Оскар Паркс пишет, что на момент постройки "Формидэбл" являлся самым сильным в мире линкором, у нас нет никаких оснований подвергать сомнению эти слова.

Четверка японских броненосцев "Сикисима", "Хацусе", "Асахи" и "Микаса", построенных на верфях Армстронг, Джон Браун и Тэмз Айрон Уоркс, при всех их небольших различиях находилась в одной весовой категории с крупнейшими и сильнейшими в мире английскими кораблями и ни в чем им не уступала. А может быть и превосходила.

Сравнение "Формидэбла" и "Хацусе" всегда оставалось, при их одинаковом водоизмещении, в пользу последнего, особенно по причине его более мощной вспомогательной батареи... (Оскар Паркс)

Вот и получается, что такими сильными единицами, как флот Японии к началу войны не располагал больше ни один флот в мире, кроме английского. А если брать однородность группировки в целом, равно как и среднюю мощь отдельного корабля, то японцам проигрывали и сами англичане.

TableUKLJ.png

В этой таблице мы видим состояние линейного флота Англии к началу 1904 года. Даже самая мощная морская держава не может комплектовать свой флот только новейшими кораблями самых последних поколений. В составе английских эскадр мы все еще наблюдаем даже устаревшие броненосцы класса "Адмирал", несущие короткоствольные, медленно заряжающиеся пушки, стреляющие дымным порохом, расположенные в открытых сверху барбетах и защищенные сталежелезной броней "Компаунд". Средний же возраст английского линейного флота составляет 6 лет. Тогда как японского 4,5 года.

Второе место в иерархии боевых кораблей занимали в то время броненосные крейсера. Причем именно в японском флоте им отводилась огромная роль. Это объяснялось опытом Японо-китайской войны, во время которой японский флот, в составе которого были лишь крейсера, разгромил китайский, располагавший двумя мощными броненосцами. Что создало у японцев иллюзию, что любое сражение можно выиграть одними крейсерами.

Поэтому соотношение броненосных крейсеров и эскадренных броненосцев в японском флоте было необыкновенно высоким.
Это было очевидной слабостью японского флота. Было бы, если бы не ярко выраженные эскадренные качества японских крейсеров. Как и в ситуации с броненосцами в распоряжении японцев имелась лучшая в мире конструкторская школа и лучшие в мире британские верфи. Но в данном случае готовые решения англичан японцев не устраивали.

Предназначенные для защиты протяженных торговых путей империи "над которой никогда не заходит солнце" британские броненосные крейсера были для японцев слишком крейсерами. Поэтому за прототип броненосного крейсера был выбран чилийский "О'Хиггинс". Страны второго мира часто не могли себе позволить настоящие броненосцы. При этом они не имели амбиций мирового масштаба, требующих присутствия флота в отдаленных регионах. Как правило корабли были нужны для разборок с соседями. То есть востребован был максимум боевой мощи при умеренных крейсерских качествах, а именно мореходности, дальности плавания и, возможно, скорости.

Именно это, хотя и в силу других обстоятельств, требовалось и японцам. Так появились построенные на верфи Армстронга в Эльзвике, как раз и прославившейся созданием относительно небольших и жешевых но при этом весьма мощных крейсеров, "Асама" и "Токива". За которыми последовали почти идентичные "Идзумо" и "Ивате". Мощностей одного Армстронга японцам не хватало, поэтому еще два сходных крейсера "Адзума" и "Якумо" были заказаны во Франции и Германии соответственно. Впрочем, японцы поставили такие жесткие технические рамки, желая получить корабли максимально похожие на удачную "Асаму", что два последних крейсера не имели практически никаких особенностей, присущих национальным школам кораблестроения этих стран.

AsamaLJ.jpg
Броненосный крейсер "Асама"

Таким образом Япония получила шестерку однотипных броненосных крейсеров. Были ли они, однако, сильнейшими в мире? К тому времени во флотах ведущих держав, не только Англии но и России и других стран было достаточно значительно более крупных единиц. Но крейсера это не броненосцы. Крупный здесь не всегда значит более сильный.

После завершения японской серии англичане, убедившись в их силе, взялись за создание подобных кораблей для себя. Так появился тип "Каунти", он же "Монмут", он же "Кент". Эти крейсера имели такое же водоизмещение, как и "Асама". Иногда их даже называют адаптацией японского проекта под нужды британского флота. По крайней мере считается, что "Кенты" создавались под впечатлением от "Асам".

На деле же корабли воплотили в себе два совершенно разных подхода к созданию броненосных крейсеров. И эти два подхода принесли совершенно разные результаты. У "Асамы" доминировали эскадренные качества. Вместо 152-мм башенных оружий у "Кента" они несли 203-мм. Их главный броневой пояс был в полтора раза более толстым, средняя батарея имела на 4 152-мм орудия больше. И так далее.

compareLJ.png

Другое дело крейсера типа "Кент". Несмотря на одинаковое водоизмещение, даже их размеры совершенно другие. На переднем плане мы видим "Асаму", красным цветом на фоне дан силуэт "Кента". Как видите по сравнению с "Асамой" он просто огромный. Борт в носовой части значительно выше. Это требование мореходности. Корабль значительно длиннее. Даже трубы и мачты у него выше. "Кент" несет значительно больше угля, имеет более мощные машины и развивает большую скорость.

CompDataLJ.png

На этой диаграмме представлено соотношение эскадренных и крейсерских качеств двух кораблей. Эскадренные качества отображаются оттенками красного, а крейсерские зеленого цветов. Как вы видите, диспропорция разительна и бросается в глаза. Доля веса, приходящегося на броню и вооружение, составляет у "Асамы" 40% от водоизмещения, тогда как у "Кента" всего 25%! Соответственно доля веса корпуса, машин и котлов и нормального запаса угля на "Кентах" достигает 67,5 %, а у "Асам" лишь 55%.

Таким образом при столкновении с "Асамой" "Кент" несмотря на одинаковое водоизмещение имел бы весьма бледный вид. Более того. В бою один на один никаких видимых преимуществ не имел бы и громандный, в полтора раза более тяжелый "Дрейк". И это не потому, что английское кораблестроение было отсталым. Все перечисленные корабли строились на одних и тех же верфях. А потому, что в основе проекта "Асамы" лежала совершенно иная концепция. Реализация которой и давала ей такое преимущество в боях с одноклассниками.

Точно так же по этой же самой причине "Асама" безнадежно проигрывала тем же самым кораблям в борьбе на коммуникациях. Но японцы сознательно пожертвовали этой возможностью, зная, что в планируемой ими войне она им не понадобится.

На этом мы практически уже закончили рассматривать ядро японского флота - броненосные корабли. Остались лишь крейсера "Кассуга" и "Ниссин". Казалось бы создать крейсера с еще более выраженными эскадренными качествами, чем "Асамы" уже невозможно. Однако итальянцам это удалось! Имея идентичное "Асаме" вооружение и толщину броневого пояса они были на пару тысяч тонн легче. Стоило это лишь узел-друой скорости.

Крейсера итальянцы создавали для себя. Средиземное море это тот театр, где мореходность и автономность не играют решающей роли и ими можно пожертвовать, что итальянские кораблестроители всегда и делали. По скорости корабли лишь немного превосходили броненосцы, но этого было достаточно, чтобы в случае встречи с ними уклониться от боя. В целом класс "Джузеппе Гарибальди" получился настолько удачным, что два первых корабля "Гарибальди" и "Варезе" были прямо на стапелях перекуплены Аргентиной. Спустив их на воду итальянцы заложили вторую пару с теми же названиями и снова корабли ушли - один в Аргентину, другой в Испанию. Ситуация повторилась с "Гарибальди" No 3, его снова перекупила Аргентина, доведя количество единиц до 4! Следующая тройка наконец пополнила ВМС Италии - к "Гарибальди" и "Варезе" прибавился "Франческо Феруччо". Постройку следующей пары заказали Чили. Они то и стали в итоге "Кассугой" и "Ниссин".

VareseLJ.jpg
Броненосный крейсер "Варезе"

Естественно такая серия стала беспрецедентной не только для итальянского кораблестроения, но и для мирового в целом. Что делает излишними другие рекомендации этих кораблей. Остается добавить только две вещи. Во-первых, итальянский флот не имел собственной линейки артиллерийских орудий и поэтому использовал ангийские артсистемы. Что позволило японцам избежать разнобоя. Все их броненосные корабли, включая французскую "Адзуму" и германский "Якумо", несли английскую артиллерию одного типа. Во-вторых, эскадренные качества "Кассуги" и "Ниссин" настолько преобладали над крейсерскими, что когда японцам понадобилось заместить в 1-м броненосном отряде погибшие броненосцы "Ясима" и "Хатсусе" это сделали крейсера итальянской постройки. Собственно их так часто и называли - "мини броненосцы" или даже "броненосцы для бедных". По воему силуэту и внешнему виду корабли больше похожи на броненосцы, чем на крейсера. Это, кстати, тоже было сделано сознательно. Чтобы на больших дистанциях их невозможно было отличить от современных им броненосцев "Амиральо ди Сен Бон".

Таким образом все 8 броненосных крейсеров японцев были новейшими кораблями ("Кассуга" и "Ниссин" вступили в строй фактически в день начала войны, остальные в 1899-1901 годах) с исключительно выраженными эскадренными качествами. То есть очень сильными бойцами. Причем все вышесказанное отчетливо прослеживается при сравнении с аналогичными единицами любой страны мира.

Примерно такая же ситуация наблюдается и с легкими силами. Японцы последовательно добивались на своих кораблях высокой боевой мощи в ущерб мореходности, автономности и обитаемости. Используя для проектирования кораблей лучших инженеров, а для их строительства лучшие верфи в мире.

Так сильнейшие японские бронепалубные крейсера "Такасаго", "Читозе" и "Касаги", построенные в Англии и США при водоизмещении всего 4 - 4,5 тыс. тонн несли по паре 8"(203-мм) орудий! При этом все их пушки, включая 120-мм имели броневые щитовые прикрытия а толстая палуба была рассчитана, чтобы противостоять 8" снарядам. В других странах большинство кораблей такого класса, даже значительно больших по водоизмещению, могли только мечтать о такой защите.

TitoseLJ.jpg
Бронепалубный крейсер "Читозе"

При этом японские "собачки", как их называли наши моряки, были перегружены, что вело к проблемам с отстойчивостью, имели посредственную автономность и мореходность, а условия обитаемости экипажа были на грани выживания. То есть японцы жертвовали буквально всем чтобы достичь максимальной боевой мощи.

В сухом остатке лишь пара современных крейсеров III класса "Сума" и "Акаси" были построены в Японии. И еще несколько вошли в строй по ходу войны. И это были, пожалуй, самые проблемные корабли во всем японском флоте. Большинство же из японских бронепалубных крейсеров было построено в Англии, Франции и США. Они были хорошими бойцами, но неважными мореходами, что впрочем и не требовалось на ТВД, ограниченном закрытыми Желтым и Японским морями.

Даже миноносцы японцы заказывали в основном за рубежом. Выбрав в качестве образца сильнейший английский "30-узловой" тип фирме Ярроу были заказаны 6 кораблей класса "Икадзучи" и 2 класса "Акацуки" а фирме Торникрофт 6 типа "Муракумо". Затем последовал заказ на 2 единицы "Сиракумо" той же фирме. После чего 7 миноносцев класса "Харусаме", основываясь все на том же "30-узловом" проекте, построили в самой японии. Причем миноносцы японской постройки недодавали пару узлов скорости по сравнению с английскими.

KasumiLJ.jpg
Миноносец "Касуми"

Таким образом, как мы с вами могли убедиться, практически весь японский флот был создан на верфях ведущих кораблестроительных держав. В основном Англии. Выбирались только лучшие проекты и адаптировались под нужные требования. Ядро флота составляли новейшие корабли, характеристики которых в наибольшей степени подходили именно для той войны и того противника, которые выбрала сама Япония. Зачастую это были сильнейшие в мире корабли того времени. Или же превосходство в боевой мощи было достигнуто за счет отказа от тех характеристик, которыми в сложившихся условиях можно было пренебречь.

Можно было бы подумать, что стремление показать силу японского флота это обычная в таких случаях попытка проигравшего найти оправдание. Как мы с вами могли убедиться это не так. Я сознательно избегал сравнения с русскими кораблями именно чтобы показать, что в более или менее незавидном положении по сравнению с японцами точно так же оказался бы и флот любой другой страны мира. Не исключая и самих британцев.

Противостоять такому противнику было исключительно сложной задачей. Особенно в условиях, когда противник использовал первый внезапный удар без объявления войны. К теме о том, что из себя представлял русский флот и насколько он справился с этой задачей мы еще не раз вернемся.
Tags: 1904, 1904-05, 1905, англичанка гадит, война, история, российская империя, россия, русско-японская война, япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 765 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Интересно, а сколько эти корабли стоили японцам ?

oldadmiral

April 13 2019, 17:29:56 UTC 2 months ago Edited:  April 13 2019, 17:30:50 UTC

Недешево. Именно поэтому японцы так стремились любой ценой выбить из России контрибуцию.

Если по цифрам, то за 1896-1906 годы на флот было потрачено порядка 300 миллионов рублей. Колоссальная сумма по тем временам львиная доля из которой ушла на покупку кораблей в Англии.

Достаточно подробно тема освещается в книге "Броненосцы Японии" А.А. Белова.

scharapow_w

1 month ago

oldadmiral

1 month ago

scharapow_w

1 month ago

panzernik

3 weeks ago

Anonymous

April 13 2019, 17:23:08 UTC 2 months ago

Адмирал, Чили не покупало Гарибальди, какой в этом смысл? Они заказали два броненосца с десятидюймовками в Англии, от которых потом отказались. И Ниссин и Касуга были заказаны аргентинцами. И включил Того в свой отряд именно их, а не пару из крейсеров Камимуры, скорее всего потому, что они не давали контрактной скорости и поспевали только за броненосцами.
Ну от последней пары Аргентина отказалась. Их много кому предлагали. В том числе и Чили.

scharapow_w

1 month ago

lilibay

April 13 2019, 18:28:19 UTC 2 months ago Edited:  April 13 2019, 18:30:35 UTC

За чей счёт банкет? Нищая азиатская страна, недалеко убежавшая от Индонезии никак не могла себе купить такой флот за шёлк и лаковые шкатулки, что они продавали за кордон. Это как если бы Таиланд сегодня заказал бы себе парочку "Нимицев".
+1

basil_mp

2 months ago

lilibay

2 months ago

basil_mp

2 months ago

lilibay

2 months ago

basil_mp

2 months ago

lilibay

2 months ago

basil_mp

2 months ago

frolov_kirill

1 month ago

basil_mp

1 month ago

ab_2

2 months ago

Спасибо.
Касуга и Нишин были аргентинскими. И не были они такими уж замечательными, славились например ненадёжными машинами и не давали контрактной скорости - что вероятно и было причиной, по которой Того заменил погибшие броненосцы именно ими, а не парочкой крейсеров Камимурой - гарибальди поспевали только за броненосцами.
А вообще, как думаете, был ли смысл для японцев строить все эти второсортные броненосцы, которыми по сути были асамоиды, не лучше ли было наклепать взамен четыре, а то и шесть броненосцев с полноценным вооружением?
Изначально в японскую программу были заложены большие крейсера в 7500 тонн. К тому времени, когда китайцы перевели очередной транш выплат контрибуции, уже сформировалось представление об архитектуре будущего японского крейсера и потому, дополнительные средства ушли лишь на некоторое усиление начального концепта. Сам он был скорее продолжением французских идей о составном линкоре, только с учётом боевого опыта ЯКВ - "три броненосных крейсера в 7500 тонн сильнее одного линкора в 15000 тонн и дешевле двух таких линкоров".

Заказ дополнительных линкоров вместо этих крейсеров был невозможен в силу невозможности выполнения заказов на более тяжелые арт. установки и бронирование в оговорённые сроки (Армстронг не мог оснастить более одного линкора за раз и был полностью загружен соответствующими заказами).

oldadmiral

2 months ago

panzernik

3 weeks ago

suslikinc

April 13 2019, 20:25:43 UTC 2 months ago Edited:  April 13 2019, 20:28:42 UTC

Пренебрежительно к японцам относился только русский царь. Тот, который страстотерпец сейчас. Ну и подхрюкивающие ему, вроде Куропаткина. Граждане воюющие, как генерал Алексеев или адмирал Макаров относились к японцам со всей серьёзностью.
Куропаткин то уж точно пренебрежительно к японцам не относился. Он был как раз одним из самых осторожных в высшем руководстве. Николай Александрович тоже вряд ли. По крайней мере это никак не следует из его действий.

idelle_m

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

sa_5_gammon

1 month ago

cattus_marinus1

1 month ago

alan_a_skaz

1 month ago

cattus_marinus1

1 month ago

mitraist07

1 month ago

sa_5_gammon

1 month ago

sa_5_gammon

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

panzernik

3 weeks ago

cattus_marinus1

1 month ago

sa_5_gammon

1 month ago

известно, что нападение Японии на Россию стало возможно только благодаря всемерной поддержке Англии и США
А у России, как всегда, союзников не нашлось...

glavsnab

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

glavsnab

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

glavsnab

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

u_reader

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

panzernik

3 weeks ago

alan_a_skaz

2 months ago

u_reader

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

glavsnab

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

glavsnab

2 months ago

u_reader

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

panzernik

3 weeks ago

Упущен фактор личного состава. Все эти прекрасные корабли управлялись и обслуживались японскими офицерами и матросами, в бой эскадры вели японские адмиралы. А что у нас с подготовкой мореплавателей? Днём с огнём искали адмиралов на вторую Тихоокеанскую. Ну и кульминация - "Потёмкин".
Вспоминаем результаты учебных стрельб "Варяга" в конце 1903г., и перестаем удивляться его полнейшей неэффективности в реальном бою.

sa_5_gammon

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

///Но крейсера это не броненосцы. Крупный здесь не всегда значит более сильный.///
Да и у броненосцев не значит. Сюффрен не слабее Асахи, хотя и меньше. Мэн вообще выигрывает по всем параметрам, кроме скорострельности главного калибра. Если бы не один этот недостаток, Мэн крыл бы англо-японцев, как бык овцу, несмотря на меньшее водоизмещение.
Размеры англо-японских броненосцев имеют одно простое объяснение: гигантские по размерам и монструозные по бронированию (т.е. совершенно не рациональные) барбеты. Чуть позже и сами англичане от таких отказались, перейдя к более рациональным конструкциям.

///После завершения японской серии англичане, убедившись в их силе, взялись за создание подобных кораблей для себя. Так появился тип "Каунти", он же "Монмут", он же "Кент". Эти крейсера имели такое же водоизмещение, как и "Асама". Иногда их даже называют адаптацией японского проекта под нужды британского флота. По крайней мере считается, что "Кенты" создавались под впечатлением от "Асам".///
Кенты к Асамам не имеют абсолютно никакого отношения. Это абсолютно разные корабли, сравнивать которые бессмысленно. Кенты создавались как убийцы русских шеститысячников, т.е. как скоростные хоть как-то броненосные крейсера против скоростных бронепалубников. И создавали позже Асам.
Если уж сравнивать Асамы с аналогами в британском флоте, то исключительно с Креси. Имеющими примерно аналогичное вооружение и бронирование (чуть слабее на самом деле, зато более рационально расположенные), и гораздо большую мореходность и дальность, да и фактическую скорость чуть повыше, при лишь немногим большем водоизмещении.

///Можно было бы подумать, что стремление показать силу японского флота это обычная в таких случаях попытка проигравшего найти оправдание.///
Не "можно бы подумать", а так оно несомненно и есть. И сравнение с мировым уровнем делает это ещё нагляднее.

Если на то пошло, англо-японская школа имела и свои минусы. Прежде всего - очень слабая живучесть кораблей. Хотя этот параметр можно было выяснить только в реальной войне, на бумаге этого не видно.
>совершенно не рациональные

Вы забыли такие параметры как "время", "кадры" и "надёжность". Английские полу-цитадели имели вполне рациональное обоснования в рамках общего подхода к созданию флота.

>Прежде всего - очень слабая живучесть кораблей

Очень слабая по сравнению с кем?

tbirdhost

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

2 months ago

33samurai

2 months ago

u_reader

2 months ago

33samurai

2 months ago

u_reader

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

2 months ago

33samurai

2 months ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

a_amrod

1 month ago

33samurai

1 month ago

panzernik

2 weeks ago

33samurai

2 weeks ago

panzernik

2 weeks ago

33samurai

2 weeks ago

panzernik

2 weeks ago

33samurai

2 weeks ago

tbirdhost

2 months ago

a_amrod

2 months ago

tbirdhost

2 months ago

a_amrod

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

33samurai

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

33samurai

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

33samurai

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

33samurai

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

33samurai

2 months ago

panzernik

3 weeks ago

a_amrod

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

a_amrod

2 months ago

oldadmiral

2 months ago

a_amrod

2 months ago

a_amrod

2 months ago

Спасибо! Жду с нетерпением продолжения разбора.
Ну, вроде это было и так давно известно!
Япония маленькая и на локальном уровне сильнейшая, а РИ огромная и весьма отсталая, чтоб быстро что-то сделать у черта на рогах...
Япония не такая уж маленькая, население 1904 г. - 45 млн., население России - 145 млн., но почти никого на Дальнем Востоке. У России на ТВД одна недостроенная ж.д.

alan_a_skaz

2 months ago

mikhailove

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

mikhailove

2 months ago

amrg

2 months ago

mikhailove

2 months ago

amrg

2 months ago

mikhailove

2 months ago

amrg

2 months ago

mikhailove

2 months ago

amrg

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

amrg

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

amrg

1 month ago

sa_5_gammon

1 month ago

amrg

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

amrg

2 months ago

sa_5_gammon

2 months ago

j_mcnulty

1 month ago

mikhailove

1 month ago

j_mcnulty

1 month ago

mikhailove

1 month ago

j_mcnulty

1 month ago

mikhailove

1 month ago

vova_belkin

1 month ago

alan_a_skaz

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

2 months ago

33samurai

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

33samurai

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

2 months ago

u_reader

2 months ago

amrg

1 month ago

u_reader

1 month ago

amrg

1 month ago

u_reader

1 month ago

amrg

1 month ago

alan_a_skaz

1 month ago

u_reader

1 month ago

alan_a_skaz

1 month ago

u_reader

1 month ago

amrg

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

2 months ago

33samurai

2 months ago

schadling

1 month ago

33samurai

1 month ago

u_reader

1 month ago

"Люди, которые пренебрежительно высказываются о русском флоте" - риторический прием "соломенное чучелко" надо как-то потщательнее напильником обработать, по крайней мере не ставить вводным предложением.

А так, в открытую дверь ломимся. Ну да, японцы оказались сильнее в нужное время в нужном месте. Методы и планы военного строительства оказались адекватны амбициям, экономическим возможностям, требованиям ТВД, международной коньюнктуре и поставленным задачам.

Соответственно у противников японцев - не совсем адекватны. Быль молодцу не в укор.

> Ну да, японцы оказались сильнее в нужное время в нужном месте. Методы и планы военного строительства оказались адекватны амбициям, экономическим возможностям, требованиям ТВД, международной коньюнктуре и поставленным задачам.

Вы пишете об этом как о вполне обыденном явлении.
А между тем Япония за 30 лет "пробежала" путь от луков и мечей до одного из сильнейших на планете военных флотов, это невероятно и никаких предпосылок у такого развития событий не было.
Других прецедентов такого технологического мегарывка в истории нет.

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

sa_5_gammon

1 month ago

vova_belkin

1 month ago

sa_5_gammon

1 month ago

sa_5_gammon

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

amrg

1 month ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

vova_belkin

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

basil_mp

2 months ago

33samurai

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

basil_mp

2 months ago

andrew_vdd

2 months ago

vova_belkin

1 month ago

basil_mp

1 month ago

vova_belkin

1 month ago

basil_mp

1 month ago

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 3-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Да, японцы были очень сильны. Но русские в РЯВ сами наделали много ошибок. Как стратегического характера:
- японский флот перед РЯВ был заметно сильнее 1-й тихоокенской эскадры, т.е. русские не купили перед войной нужного кол-ва кораблей;
- неудачная база (Порт Артур) и т.п.
так и множество тактического :
- Ниссан и Касугу вполне могли купить русские, но не стали.
- миноносцы 1-й ТОЭ зачастую действовали по двое, что и привело к гибели Стерегущего (бой 2 против 4-х);
- перед самой войной на 1-й ТОЭ прошла демобилизация и навскидку 5000 опытных матросов , были уволены в запас.
- часто действовали "реактивно" , т.е. предсказуемо для японцев . Рез-т - гибель Петропавловска.
- достаточно поздно стали "использовать" мины (утопи наши "Ясима" и "Хатсусе" раньше потери Петропавловска, всё могло сложиться иначе);
- неудачная тактика артиллерийского огня в решающем сражении- "бой в Желтом море" .
- Цусима - это вообще склад ошибок, как само решение -тупо выполнять приказ "прорываться во Владивосток", так и маневрирование (в чем обычно в РЯВ русские были сильнее японцев), и т.д. и т.п.
Ошибки ошибок
"Это объяснялось опытом Японо-китайской войны, во время которой японский флот, в составе которого были лишь крейсера, разгромил китайский, располагавший двумя мощными броненосцами. Что создало у японцев иллюзию, что любое сражение можно выиграть одними крейсерами."
Неверно.
1. Разгрома китайского флота в войне 1894-95гг. не было.
Был сомнительный результат боя при Ялу, в котором потери китайского флота оказались больше, но японские крейсера оказались бессильны перед китайскими броненосцами, и японский флот был вынужден отступить.

В дальнейшем, китайский флот выбрал пассивную стратегию, как и русский в войне 1904-1905гг, что и позволило японцам одержать победу в обоих случаях. И китайский флот, и 1ТОЭ были без крупных морских боев добиты на своих базах.

2. Как раз наоборот, после опыта 1894-1895г. японцы отказались от идеи обойтись одними крейсерами, и бросились заказывать для своего флота броненосцы. Начав с включения в него единственного уцелевшего китайского (немецкой постройки).

3. Еще один вывод из опыта войны с Китаем: Япония убедилась в немалой эффективности дешевых миноносцев против дорогих крупных боевых кораблей, и сделала на это упор, массово применяя миноносцы подобным образом в РЯВ с немалым эффектом.
Другие державы тоже перенимали японский опыт.
Царские моряки на миноносцах в РЯВ и ПМВ считали это слишком для себя рискованным.

"лишь пара современных крейсеров III класса "Сума" и "Акаси" были построены в Японии. "
Опять неверно.
4. Тип "Сума" был первым японским опытом самостоятельной постройки крейсеров. и первый блин вышел комом.
Неудивительно, если вспомнить, что японское кораблестроение тогда еще только создавалось.
Но уже второй опыт, тип "Ниитака", оказался вполне удачным. Корабли этого типа были спущены на воду в 1902г. и введены в строй перед началом РЯВ.

5. А теперь вспомним, что Россия на тот момент тоже не могла похвалиться самостоятельностью в создании своего флота.

В том числе, из крейсеров, введенных в строй Р.И.Ф, в последние годы 19 века и начале 20-го, было четкое деление на "русские" крейсера (с хорошими ТТХ, но иностранной конструкции и иностранного производства, либо копии иностранных) и русские "крейсера" типа "Диана", которые по скорости уступали даже передовым броненосцам того же поколения, а аналогам по классу и поколению из развитых стран сильно уступали во всём, кроме сроков и стоимости строительства.

6. Более ранние броненосные крейсера типа "Рюрик" тоже оказались малоудачными, и при единственной за РЯВ встрече с боевыми кораблями противника Владивостокский отряд крейсеров был разгромлен с малыми потерями для японцев.

7. После РЯВ Япония оказалась уже гораздо более самостоятельной в постройке крейсеров всех типов, чем Россия.

Японцы гораздо раньше России взялись за постройку легких турбинных крейсеров и, в отличие от России, смогли до ПМВ сделать несколько боевых кораблей этого типа. "Светланы" так и оставались недостроенными, пока за них не взялись большевики.

Япония создала свои броненосные крейсера типа "Цукуба" с весьма хорошими ТТХ, пока Россия продолжала тиражировать ухудшенные копии французского "Баяна" конца 19 в., и заказывала в Англии "Рюрик-2".

Япония гораздо раньше России начала делать линейные крейсера (поначалу при помощи Англии, дальше сама) и тоже их, что характерно, сделала до ПМВ.
"Измаилы", заложенные за 2 года до ПМВ, слишком зависели от иностранных поставок, и начало ПМВ сделало их судьбу безнадежной.
В создании линкоров дредноутного типа Япония тоже сильно опередила Россию.
Как всегда смотрим теперь википедию про легкие турбинные крейсера типа "Светлана":
"В 1920-х годах Советское правительство планировало достроить шесть из восьми заложенных КРЛ, которые, по согласованию с военно-морскими специалистами, формально отнесены к единому типу "Светлана". Но только один балтийский и два черноморских КРЛ достроены как крейсера.

Два корабля переделаны в танкеры «Азнефть» (быв. «Адмирал Грейг») и «Грознефть» (быв. «Адмирал Спиридов») — их бронированные корпуса пригодны для плавания во льду. При перестройке котлы и турбины на обоих судах демонтированы и установлены судовые дизели Коломенского завода[6].

Крейсер «Ворошилов» (быв. «Адмирал Бутаков») так и не введён в строй, хотя решение о его достройки как учебного принимали и отменяли дважды. "

Достроили, что сказать.
И так у вас все.

Адмирал Бутаков отказался служить большевикам.

alan_a_skaz

2 months ago

u_reader

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

u_reader

2 months ago

andrew_vdd

1 month ago

mikhailove

1 month ago

andrew_vdd

1 month ago

mikhailove

1 month ago

andrew_vdd

1 month ago

mikhailove

1 month ago

andrew_vdd

1 month ago

mikhailove

1 month ago

oldadmiral

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

alan_a_skaz

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →