oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Category:

142. Существует ли китайская угроза?

В обоснование тезиса, выделенного мной в качестве заголовка можно привести множество аргументов и записать 10 передач. Поэтому сегодня мы сосредоточимся на таком важнейшем индикаторе, как военное строительство. В советской мифологии есть сказание о гениальном разведчике Зорге, который в разгар Битвы за Москву телеграфировал Сталину, что Япония не собирается нападать на СССР, что позволило перебросить с Дальнего Востока критически важные подкрепления, например знаменитую Панфиловскую дивизию.

В реальности к выводу, что Япония не станет воевать с СССР можно было прийти просто проанализировав состояние "императорских" сухопутных войск, авиации и флота. Давайте сегодня проделаем это же относительно "народно-освободительных" сухопутных войск, авиации и флота. Это позволит нам сделать вполне однозначные выводы.

Ссылка на ролик на Ютубе: https://youtu.be/QRbks6wiYlE

И начать я предлагаю именно с сухопутных войск. А чтобы мои рассуждения не повисали в воздухе мы будем сравнивать их с соответствующим видом вооруженных сил РФ. Ведь мы же не об абстрактной китайской угрозе говорим, а именно об угрозе для нас.

gforceLJ.png

Итак перед вами таблица, отражаюая оснащение сухопутных войск РФ и Китая основными видами военной техники. Хотя современные взгляды на общевойсковой бой ставят под сомнение доминирование на поле боя основных танков начнем именно с них. Казалось бы в таблице зафиксировано более, чем трехкратное превосходство Китая. Однако на деле около 2,850 из этих танков все еще являются китайскими версиями советского Т-54, созданного фактически в конце Второй мировой и в первые послевоенные годы. Еще около 500 машин принадлежит ко второму поколению и так же не могут рассматриваться как полноценные боевые единицы в настоящее время. Несмотря на то, что Китай располагает еще и 1,200 легкими танками, не включенными в таблицу, положение России в этой сфере выглядит предпочтительнее, поскольку в дополнение к более, чем 2,5 тысяч танков (представленных в подавляющем большинстве новыми моделями, такими как Т-72Б, -БА и Б3, Т-80 и Т-90) у нас есть в резерве еще около 15 тысяч основных боевых танков достаточно современных моделей, включая 600 Т-90, 5,000 Т-80 и 8,000 Т-72. То есть значительно более сильных, чем почти половина китайских танков, состоящих на вооружении. Плюс в конечной фазе находится создание танка следующего поколения - "Арматы".

Одним из уязвимых мест китайской армии, которое выявил конфликт с Вьетнамом в 1979 году, была слабая моторизация. И хотя с тех пор были предприняты значительные меры по преодолению этого недостатка, по количеству БМП Китай отстает даже от относительно компактных сухопутных сил РФ. При этом порядка 16 тысяч относительно современных БМП находятся у нас в резерве. Китай же пока вынужден делать ставку на более дешевые, но и значительно менее пригодные для ведения боевых действий в составе танковых соединений бронетранспортеры. И снова здесь у РФ в резерве порядка 5,000 бронетранспортеров.

Для всей находящейся в резерве техники имеется обученный контингент резервистов. И в случае кризисной ситуации РФ сможет быстро развернуть значительное число новых соединений, оснащенных не хуже, а на деле и значительно лучше некоторых китайских кадровых частей.

Примерно такая же ситуация прослеживается и в артиллерии. В сухопутных силах Китая доминирует буксируемая артиллерия, тогда как РФ делает ставку на более пригодную для маневренной войны самоходную.

При примерном равенстве количества РСЗО у РФ выше доля тяжелых систем, шире номенклатура используемых боеприпасов. Кроме того, обладая национальной системой спутниковой навигации наша артиллерия получает серьезные преимущества в скорости и точности подготовки данных для стрельбы. Также Китай на сегодня не имеет аналогов наших систем класса "Буратино" и "Солнцепек.

В области мобильной ПВО Китай в натоящее время технологически продвинулся в сегменте комплексов средней дальности до уровня американского комплекса "Хок", разработки 60-х с некоторыми усовершенствованиями, такими как например радар с ФАР. А в области комплексов большой дальности до уровня примерно С-300, клоном которого и является их лучшая на сегодня система "Хунци-9". Плюс закуплен российский С-400.

Однако с точки зрения защиты соединений механизированных войск на марше Китай имеет проблемы и систем аналогичных отечественным "Панцырь" и "Бук" последних модификаций не имеет. Что существенно затруднит ведение маневренных боевых действий с противником, обладающим сильной авиацией.

Отдельной строкой хотелось бы упомянуть армейскую авиацию. В случае гипотетического конфликта обе стороны столкнутся со значительными трудностями при развертывании против друг друга крупных группировок сухопутных сил. В таких условиях роль легкой и мобильной армейской авиации и особенно ударных вертолетов сильно возрастет.

На сегодня Китай располагает примерно сотней легких Z-19, созданных на базе французского вертолета "Дофин", разработанного аж в 1975 году! И сотней более современных и тяжелых WZ-10. Однако наша армейская авиация обладает также примерно по 100 куда более серьезно защищенных и с большей боевой нагрузкой Ми-28 и Ка-52. Которые смогут решать свои задачи куда более эффективно и в условиях более серьезного противодействия. А ведь у нас еще есть и около 300 Ми-24 и Ми-35. То есть потенциал ударной компоненты армейской авиации РФ многократно превосходит таковой у Китая.


Таким образом нам не остается иного выхода кроме как констатировать то, что несмотря на то, что российские сухопутные войска мирного времени и проигрывают китайским в численности (около 300 тысяч против миллиона), но они значительно лучше оснащены, имеют большую мобильность и огневую мощь, значительно лучше приспособлены для ведения современных боевых действий. И имеют определенный боевой опыт.

Кроме того особенности возможного ТВД и георгафический фактор не позволят Китаю в силу очевидных причин не то что одержать быструю победу, но даже и сколь-нибудь существенно ослабить военный потенциал РФ. А мобилизационный потенциал последней позволит быстро добиться уверенного превосходства в силах.

То есть по сухопутным войскам РФ имеет очевидное превосходство. В Китае этот вид вооруженных сил комплектуется по остаточному принципу. Да и из имеющихся 13 общевойсковых армий лишь одна (!) 78-я со штабом в Харбине может условно считаться развернутой на границе с Россией. Таким образом для гипотетического нападения на Россию Китаю придется развертывать свою группировку практически с нуля. Что невозможно будет скрыть от разведки РФ. Кстати для такого развертывания Китаю придется полагаться лишь на две однопутные и одну двупутную железнодорожные ветки, из которых электрифицирована лишь двухпутная. И то только до Харбина.

Следующий вид вооруженных сил, который мы рассмотрим это авиация. Согласно современным взглядам авиация является едва ли не доминирующим видом вооруженных сил. На ее долю придется до 80-90% огневого воздействия при ведении неядерных боевых действий.

AFLJ.png

Начнем сравнение с истребителей. Самым многочисленным самолетом этого класса в ВВС Китая продолжает оставаться J-7, являющийся развитием советского МиГ-21. И хотя те машины, которые состоят в строевых частях представлены глубокими модернизациями этого бесспорно выдающегося образца, их возможность выполнять свои задачи в современных условиях под вопросом. Аналога в российских ВВС J-7 не имеет.

В китайских ВВС на смену J-7 идет легкий истребитель 4 поколения J-10. Наиболее близким его аналогом является американский F-16, а если точнее, так и оставшийся нереализованным его израильский клон - "Лави". В наших ВВС эту нишу занимает МиГ-29.

Далее следуют многочисленные машины на платформе Су-27 и его китайской лицензионной версии J-11. У нас это двухместный истребитель-бомбардировщик Су-30 и новейший истребитель завоевания господства в воздухе Су-35С. Китай также получил значительное количество Су-30МКК, закупил пару десятков Су-35С, а так же и сам создал двухместный аналог последнего - J-16.

Таким образом по истребителям Китай имеет более, чем двукратное превосходство над РФ: 1,119 против 502. Хотя почти 400 из этих китайских истребителей и являются устаревшими.

Что касается перехватчиков, то здесь очевидно превосходство РФ как в количестве, так и в качестве. Китайские J-8 и J-8-II по сути развитие опытного советского двухдвигательного варианта Миг-21 - перехватчика Е-152. Они не могут равняться с нашим МиГ-31, обладающим максимальной скоростью около 3М, мощным радаром с ФАР и дальнобойными ракетами.

Зато в создании истребителя 5 поколения Китай продвинулся дальше. Построено уже 28 экземпляров их новейшего истребителя J-20 против 10 Су-57. Причем китайский истребитель уже несет службу в составе ВВС, тогда как наш истребитель лишь проходит испытания. Хотя нельзя не отметить, что китайские авиастроители обгоняют двигателистов и создателей авионики. Что ведет к зависимости от иностранных технологий и сдерживает экспортные возможности китайского авиастроения. Причем сказанное относится не только к самолетам пятого поколения но и в значительной мере четвертого.

Перейдем к ударным самолетам. В первой строке я позволил себе объединить наш учебно-боевой Як-130 и китайский Q-5. Напомню, что Q-5 является глубоко модернизированной версией советского истребителя МиГ-19, совершившего первый полет в 1952-м году! Ясно, что Як-130, хотя и является учебно-боевым самолетом в качестве легкого штурмовика ничем не уступит Q-5. Обладая такой же дальностью и почти такими же летными данными он несет в полтора раза большую нагрузку и обладает более совершенным прицельным и навигационным оборудованием.

Аналога нашего самолета непосредственной поддержки Су-25 Китай на сегодняшний день не имеет.

На смену устаревшему Q-5 в войска поступает ударный JH-7 собственной разработки. Примерно эквивалентный нашему Су-24. Однако в российских ВВС Су-24 постепенно заменяется на тактический бомбардировщик следующего поколения - Су-34.

Таким образом в сегменте тактических ударных самолетов ВВС РФ имеет 541 машину против 188 китайских. Имея так же преимущество в номенклатуре и в совершенстве в целом.

Бомбардировочная авиация условно "стратегического" калибра представлена у китая самолетом H-6, являющегося лицензионной копией советского Ту-16. Сравнивать его даже с нашим Ту-22М3 является большой натяжкой, но я тем не менее это сделаю, учитывая что обе машины занимают одну и ту же нишу - переходные от тактической к стратегической авиации машины.

Аналогов наших Ту-95 и тем более Ту-160 Китай на сегодня не имеет. Однако уместно будет заметить, что тогда как отечественная программа создания перспективного бомбардировщика ПАК-ДА находится в первоначальной фазе, Китай уже испытывает новый бомбардировщик H-20, который должен заменить устаревший флот H-6.

Подводя итог можно отметить, что российские ВВС в среднем более новые и технологически совершенные. Бросается в глаза, что наша авиация значительно больше ориентирована на выполнение наступательных задач, тогда как китайцы концентрируются на обороне и ударные возможности их ВВС весьма ограничены. Нельзя не вспомнить и то, что ВВС РФ имеют неоценимый опыт военных действий в Сирии. При этом небольшое численное превосходство будет на стороне Китая: 1,551 боевых самолетов против 1,314, а их программы создания самолетов 5-го поколения продвинулись дальше. И в целом можно констатировать примерное равенство в области военно-воздушных сил.

И здесь возникает законное недоумение. Где же колоссальная промышленная и финансовая мощь Китая, если современной РФ, весьма ограниченной в средствах, испытывающей негативные последствия кризиса и находящейся под санкциями, несмотря на это удается удерживаться на уровне или даже превосходить Китай в двух важнейших видах вооруженных сил?

Давайте не будем спешить делать выводы. Ведь мы еще не сравнивали ВМС. Как и у Японии накануне Второй мировой войны именно здесь сосредоточены главные усилия Китая. И результаты достигнуты настолько впечатляющие, что сравнивать успехи Китая с РФ просто бессмысленно. У нас неплохо развивается морская компонента стратегической ядерной триады. Но мы намеренно оставляем ядерное оружие за скобками, поскольку очевидно, что никто сознательно начинать ядерную войну не станет. И коль скоро мы говорим о возможности российско-китайского конфликта, то понятно, что мы имеем в виду обычные вооружения.

А в области обычных вооружений РФ на море достойно смотрится лишь в области подводного флота. Что касается надводных кораблей, то здесь успехи у нас весьма скромные на данный момент. За 2018 год в строй нашего флота вступил единственный более или менее крупный корабль - фрегат "Адмирал Горшков". Плюс несколько корветов. Суммарное водоизмещение принятых флотом боевых надводных кораблей составило около 10 тысяч тонн. ВМС Китая за этот же год пополнился шестью крупными эсминцами проекта 052D и тремя фрегатами проекта 054A общим водоизмещением более 50 тысяч тонн! И это не считая более мелких кораблей.

Поэтому я изменю принятое нами правило. Успехи китайского кораблестроения настолько очевидны, что сравнивать их можно только с сильнейшим в мире американским кораблестроением. И даже более того! Китай в последние годы вырвался вперед даже по отношению к США!

ChartNavy.png

На этой диаграмме представлена динамика развития национальных кораблестроительных программ Китая и США за последние четверть века. Как мы видим кораблестроение США с окончанием холодной войны неуклонно сдает свои позиции. Тогда как Китай стремительно наращивает обороты. Такая же ситуация и с качеством. США как четверть века назад вводили в строй корабли, оснащенные системой "Иджис", а именно крейсера "Тикондерога" и эсминцы "Арли Берк", так и сейчас вводят те же эсминцы "Арли Берк". Проект создания эсминца нового поколения "Замволт" остался не более, чем демонстратором технологий. Их будет построено три единицы, а технические проблемы ставят под вопрос возможность их эффективного боевого применения.

За это же время Китай проделал путь от весьма слабых кораблей тип 052, уступавших не то, что американским "Иджисам", но и кораблям стран второго мира, до суперсовременных стелт-эсминцев проекта 052D и 055. И по общему объему строительства боевых надводных кораблей уже приближается к максимальным показателям, достигнутым США на пике холодной войны!

Разумеется США, кроме боевых надводных кораблей располагает и мощным подводным флотом, где Китай пока сильно отстает. Нет у Китая и сравнимой с американцами авианосной группировки. То же касается и амфибийных сил. Но даже и в этих областях китайцы подтягиваются. Введен в строй второй китайский авианосец тип 001А. Он стал первым кораблем такого класса, построенным в Китае. Сравнимые с серией десантных вертолетоносцев тип 075 корабли, начатые постройкой в Китае строят только США и больше никто в мире. И так далее.

То есть, возвращаясь к нашей теме, очевидно, что основные усилия Китая сосредоточены в настоящий момент именно в развитии флота. А это однозначно говорит о том, что главные угрозы своей безопастности Китай видит именно с морских направлений. В войне против России флот Китаю не нужен. Те булавочные уколы, которые Китай мог бы нанести России с морских направлений легко парируются авиацией и сухопутными силами. А состояние нашего Тихоокеанского флота и тем более не предполагает ведение каких-либо наступательных действий против Китая.

То есть текущие приоритеты в оборонной политике Китая однозначно указывают на то, что КНР в настоящий момент не рассматривает Россию в качестве сколь-нибудь вероятного противника. Причем инерционность, присущая оборонному строительству, а в особенности созданию флота, позволяют предположить, что такая тенденция сохранится в течение длительного периода времени. Порядка 50 лет. То есть ближайшие пол века нам вряд ли стоит опасаться "китайской угрозы".
Tags: ВВС, ВМС, Вооруженные силы, КНР, Китай, Китайская угроза, РФ, Российская Федерация, Россия, Сухопутные войска
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →