oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

4. Химера

Юзер enzel пишет:

Ув.Олдадмирал, помещаю свой вопрос здесь, так как он "морской", хотя связан он с Вашими публикациями в "У.правде" касательно стратегического проигрыша Британии Америке. А что же криптоклония? Ведь надо и ее ресурс считать. Какие были усилия с этой стороны? Ведь была программа советского океанского флота. Почему не стали массово строить авианосцы? В общем, Вам понятно направление моих вопрошаний. Может быть, напишете в виде статьи, но если не собираетесь, буду признателен за краткие пояснения в ЖЖ.

Если абстрагироваться от всякого рода конспирологических теорий, безотносительно того имеют ли они общее с действительностью или нет, то в конце 30-х в советской оборонной политике действительно имел место удивительный зигзаг, о котором стоит поговорить. Как уж его расценивать это личное дело каждого.

Кто-то скажет, что советское руководство слишком оптимистично оценило результаты выполнения двух первых пятилеток, или просто было не в курсе положения дел в промышленности. Ну а кто-то может конечно попытаться спекулятивным образом увязать всплеск советской военно-морской активности с окончанием действия Вашингтонского договора ;).

Так или иначе на сессии Верховного Совета СССР в январе 1938 года председатель советского правительства В.М. Молотов заявил: "У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот". Никто не сомнвается, что в данном случае озвучено было личное мнение Сталина. И сделано это заявление было задним числом.

Фактически же речь идет о десятилетней программе строительства большого океанского флота 1937-46 гг. Если до этого советский флот ориентировался на оборону собственного побережья и пополнялся в основном легкими кораблями, то выполнение десятилетней программы выводило его едва ли не в мировые лидеры!

Основной ударной мощью нового советского ВМФ должны были стать линкоры типа "Советский Союз". Это были корабли стандартным водоизмещением 58 500 тонн, вооруженные девятью 406-мм орудиями. Причем советское орудие было очень мощным, с длиной ствола 50 калибров. По дальности стрельбы (45,6 км) оно не имело равных в мире. Впрочем такая дальность была за пределом видимости средств управления огнем, что давало лишь теоретическую возможность стрельбы с корректировкой огня с самолета. Скорость хода новых линкоров должна была быть 28 узлов.

По своим заявленным характеристикам советские линкоры уступали лишь японским "Ямато" и были на уровне и даже лучше новейших американских линкоров. Больше с ними не мог тягаться никто. Причем поразительны были не только высокие данные этих линкоров, но и количество предполагавшихся к постройке гигантов - 15!

С такими линейными силами советский ВМФ и близко не имел бы себе равных, ведь американцы построили лишь 10 современных быстроходных линкоров с 16" артиллерией, а за ними позади и вовсе ничего сравнимого не было.

Советские же 15 линкоров должны были опираться на "второй эшелон" - 15 же тяжелых крейсеров типа "Кронштадт". Причем класс "тяжелый крейсер" не должен никого вводить в заблуждение. Стандартный тяжелый крейсер, удовлетворявший ограничениям Вашингтонского договора имел водоизмещение 10 тысяч тонн и нес 8-10 203-мм орудий. Кронштадты же изначально рассчитывались на борьбу с... "Шарнхорстом", то есть лучшим к началу войны немецким линкором! Практически неотличимые от "Шарнхорста" внешне, крейсера проекта 69 ("Кронштадт") были чуть больше и чуть сильнее. Они имели стандартное водоизмещение 31 тысячу тонн, несли 9 305-мм орудий и развивали скорость 32 узла.

С 30-ю такими кораблями Советский Союз по предвоенным представлениям доминировал бы на морях и океанах.

Программа пользовалась особой поддержкой со стороны неравнодушного к тяжелым кораблям Сталина, которому ход работ докладывался ЕЖЕДНЕВНО. При такой опеке начали весьма резво. Головной линкор "Советский Союз" заложили 15 июля 1938 года. За ним последовали "Советская Украина", "Советская Белоруссия" и "Советская Россия". Интересно, что имея 15 союзных республик, при такой системе наименования кому-то пришлось бы остаться с носом, и какого-нибудь "Советского Туркменистана" мы бы так и не увидели ;).

Не были забыты и крейсера 69 проекта. 30 ноябля 1939 года был заложен "Кронштадт", а еще раньше - 5 ноября "Севастополь".

При этом получили развитие и другие классы кораблей. Так после не слишком удачного первого поколения советских легких крейсеров проекта 26 ("Киров"), созданных на базе итальянских "Раймондо Монтекуколли", был спроектирован более сбалансированный легкий крейсер проекта 68 "Чапаев". Всего по "Большой программе" должно было быть построено 12 таких кораблей, причем 7 из них успели заложить в довоенные годы.

Не обошли вниманием и эсминцы. Советские флотилии должны были пополнить неплохие корабли 30 проекта. Планировалась к постройке большая серия лидеров по образцу закупленного в Италии очень мощного "Ташкента".

Всего же "Большая программа" предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых крейсеров, 28 легких крейсеров и 144 эскадренных миноносца! "Планов наших люблю громадьё" :).

Против кого предназначалась эта армада? Хороший вопрос. Когда нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов доложил Сталину, что применяемый на линкорах и тяжелых крейсерах главный калибр зенитной артиллерии в 100 милиметров слабоват для защиты от авиации, и надо бы отказавшись от "противоминного" 152-мм среднего калибра объединить его с зенитным, оснастив корабли бОльшим количеством 130-мм универсальных орудий, Сталин ответил: "ми же нэ у беригов Амэрикы воеват собираемса". Хотя кто знает...

Впрочем рассуждения о том, против кого могла бы быть направлена вся эта мощь, носят чисто теоретический характер. Давайте посмотрим как "Большая программа" была реализована на практике. В советской историографии с этим все очень просто - "помешала война". Мол, "Выполняя решения партии и правительства, советский народ, судостроители и труженики смежных отраслей промышленности приложили немало усилий для выполнения ответственных и сложных задач строительства флота", как пишет чуть ли не "русский Мэхен", С.Г.Горшков в капитальном труде "Морская мощь государства". Но... "вероломное нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. прервало мирный труд советского народа".

На самом же деле все далекто не так просто. От закладки "Советского Союза" до начала войны прошло как-никак без малого ТРИ года. За это время можно многое сделать. Тем более при таком интересе к программе лично товарища Сталина.

Увы, реализация "Большой программы" далеко превосходила возможности советской промышленности. Вообще советские кораблестроители работали очень странно.

В мировой практике редки примеры, когда столь сложные сооружения, как боевые корабли закладывались до того момента, как были отработаны все их компоненты. Хотя такие случаи конечно были. Например первый лорд английского адмиралтейства Джон Фишер распорядился начать строительство сверхмощных дредноутов "Куин Элизабет" до того, как будут завершены работы по созданию для них новаторских 381-мм орудий. Шаг даже для работающей как часы английской судостроительной промышленности почти безрассудный. Однако риск оправдался, линкоры начали вступать в строй уже а 1915 году, то есть успели к Ютландскому сражению, судьбу которого и решили. Аналогичные же германские линкоры "Байерн", строившиеся по всем канонам, вошли в строй лишь в 1917.

Но этот пример скорее исключение лишь подтверждающее правило. И это исключение относится к высокоразвитой в плане кораблестроения стране. В СССР же подобных по масштабам задач не ставилось перед промышленностью на протяжении более чем 20 лет!

Тем не менее закладка линкоров типа "Советский Союз" состоялась не дожидаясь результатов опытно-конструкторских работ по орудиям. Это тем более удивительно, что в распоряжении советских инженеров было весьма удачное 406-мм 45-калиберное орудие, разработанное для новых поколений русских дредноутов в годы Первой Мировой, которое было на уровне лучших иностранных образцов и к началу 40-х. Однако Сталину нужно было самое мощное орудие (о 456-мм пушках линкоров "Ямато" тогда еще никто не знал).

Впрочем натяжкой было бы сказать, что строительство советских сверхлинкоров замедлялось только из-за отсутствия орудий. Промышленность показала неготовность создавать столь сложные корабли по всем направлениям. Так машины и на линкорах "Советский Союз" и на крейсерах "Кронштадт" были одного типа. Для головного корабля их закупили в Швейцарии у фирмы "Браун & Бовери", для остальных должны были строить по лицензии на заводе в Харькове. Однако эти планы так и остались на бумаге.

Еще хуже обстояли дела с вооружением для крейсеров 69 проекта. 305-мм трехорудийные установки так толком и не начали проектировать, хотя строительство кораблей уже шло полным ходом! На выручку подоспели немцы. Первоначально они планировали построить не два линкора типа "Бисмарк" а четыре. Но с началом войны от постройки второй пары отказались. Однако у педантичных немцев уже были практически готовы двухорудийные 381-мм башенные установки для них. Они то и были предложены СССР для вооружения крейсеров типа "Кронштадт". Шел октябрь 1940 года, до войны оставалось пол-года. На заседании правительства нарком ВМФ Кузнецов предложил отказаться от достройки тяжелых крейсеров. Однако Сталин настоял на покупке за 50 миллионов марок шести немецких башенных установок и приборов управления стрельбой. Деньги были уплачены, а вот башни так получены и не были.

Надо сказать, что наиболее грубые ошибки были допущены именно на самых верхних этажах власти. Руководство рангом ниже понимало невыполнимость фантастических планов и неоднократно настаивало на сосредоточении усилий на скорейшей достройке легких кораблей, в частности эсминцев проекта 30. Увлечение тяжелыми кораблями изначально рассматривалось как прихоть руководства - "чудит барин". Лишь когда неспособность промышленности справится с поставленной задачей стала очевидной, Сталин согласился прекратить закладку новых тяжелых кораблей. Затем решили отменить и достройку "Советской Белоруссии", сосредоточив усилия на остальных пяти тяжелых кораблях.

Война застала "Советский Союз" в 20% готовности. Нетрудно подсчитать, что такими темпами, в случае если бы даже войны и не было, корабль строился бы 15 лет и вошел в строй в 1953 году! Стоимость постройки четверки сверхлинкоров составляла ЧЕТВЕРТЬ годового бюджета страны!

Остальные тяжелые корабли были в еще более ранней стадии постройки. "Советская Украина" - 18% готовности, крейсера "Кронштадт" и "Севастополь" 12%.

Что касается авианосцев, то их значения советское руководство не понимало. По настоянию Кузнецова в программу включили два легких авианосца. Они должны били строиться с использованием корпусов и механизмов легких крейсеров проекта 68. Эти кораби были очень похожи по своим характеристикам на немецкий "Граф Цеппелин" и французский "Жоффр". Должны были иметь водоизмещение 13 тысяч тонн, скорость до 34 узлов и 40 самолетов. При этом сохраняя приличное артиллерийское вооружение. То есть это были не ударные авианосцы, а разведчики для линейного флота.

Два таких корабля планировали заложить в 1942 году, однако после урезания программы от их постройки отказались.

В качестве пост скриптума к этой удивительной истории можно добавить еще более интересный факт. После Второй Мировой, когда крупные артиллерийские корабли стали стремительно исчезать из состава ведущих флотов мира, Сталин вернулся к идее строительства "тяжелых крейсеров"! В 1951-м году был заложен "Сталинград", а за ним и "Москва". Корабли были близки к "Кронштадту", имели водоизмещение 36500 тонн, несли 9 305-мм орудий и развивали скорость 34 узла. Сразу после смерти вождя строительство динозавров свернули.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →