oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

67. Умолчание или ложь?

КалашниковЕсть такой, как он сам себя называет писатель-футуролог - Максим Калашников (m_kalashnikov). Личность в определенных кругах достаточно популярная, автор полутора десятков книг, точный жанр которых я бы затруднился определить. Однако в этих книгах широко представлена военно-техническая составляющая, что не могло не привлечь в свое время мое внимание. Политическое кредо – неосталинист.

Вообще говоря, общепринятой является точка зрения, что США и западный блок навязали Советскому Союзу гонку вооружений, которую СССР, как страна с несопоставимо более слабой экономикой, просто не мог не проиграть. По-другому это противостояние называют третьей мировой войной.

Калашников придерживается прямо противоположенной точки зрения. Что СССР в одну калитку выигрывал третью мировую, страны капитала были уже на последнем издыхании, и в этот момент они, руками Горбачева и Ельцина нанесли Советскому Союзу удар в спину.

Точка зрения сколь оригинальная, столь и трудно доказуемая. Не в части Горбачева и Ельцина, а в части победы в "холодной войне" :). Но Калашников пытается. Давайте на конкретном примере посмотрим, как он это делает. Тем более, что этот пропагандистский прием типичный, используется постоянно и далеко не только Калашниковым.

Вообще надо отметить, что книги Калашникова имеют кумулятивный эффект. Он неутомимо находит одну победу советского строя за другой, отчего у несведущего читателя действительно складывается впечатление о неизбежном триумфе СССР, и грядущей победе социализма в мировом масштабе. Ну вернее крахе проклятого капитализма. По мнению Калашникова в мире будущего должно было остаться четыре силы – Русская Империя, Мусульманская федерация, Индия и Поднебесная Империя :).

Тем не менее мы выдернем и препарируем один из кирпичиков, из которых Калашников строит здание своей "Русской Империи". Речь идет о сверх- или скорее даже гиперзвуковом бомбардировщике Т-4, больше известным под прозвищем "сотка", проектированием которого занималось на рубеже щестидесятых и семидесятых ОКБ Сухого.

Одной из самых желанных для советских ВВС целей после ВМВ были американские авианосные группировки, с помощью которых США не только контролировали мировой океан, но и угрожали с приморских направлений территории СССР. Но увы, одновременно это были и самые трудноуязвимые для авиации цели. Дальний рубеж ПВО авианосных группировок осуществляли многочисленные палубные истребители, наводимые на цель самолетами ДРЛО, а ближний – зенитные ракеты кораблей эскорта. Ко всему авианосцы очень мобильны и могли наносить удары молниеносно, в самых неожиданных местах, как правило владея инициативой.

Если Советский Союз хотел вести достойную контригру, а советы ставили на подводные лодки, требовалось найти способ борьбы с авианосными группировками если не в мировом океане, то хоть вблизи своих границ. Иначе, захватив господство в прибрежных водах, американцы бы до предела затруднили развертывание советских подводных лодок, обнаруживая их там, где им еще невозможно было бы спрятаться – на выходе из баз или вблизи от них. Как это сделали союзники и во время Второй мировой, захватив господство в Бискайском заливе.

Теоретическую возможность прорвать ПВО американских авианосных группировок давал прогресс в области авиации, который позволил к концу 60-х создавать машины с невиданными ранее характеристиками. Вот что пишет Калашников:

И такое оружие у Империи появилось: в середине 1960-х Павел Сухой, творивший еще при Сталине, выдвинул проект дальнего ракетоносца Т-4, который на три десятка лет опередил свое время. Показатели этой машины в те времена поражали воображение: тяжелый стотонный самолет достигал скорости в три "звука" – трех тысяч двухсот километров в час, достигая высоты полета в 25 километров.



Вооруженный двумя противокорабельными ракетами, малоуязвимый для тогдашних истребителей и зенитных ракет, такой самолет, мог бы, по мысли советских теоретиков, преодолеть плотную ПВО американских авианосных группировок, и нанести разящий удар. Угроза такого удара вынудила бы авианосцы держаться подальше от берегов СССР.

В ответ на плавучие чудища Америки, способные контролировать до 85 процентов земной поверхности стаями своей палубной авиации, мы могли уже к началу 1970-х выставить полуфантастические корабли.

Однако слабовольный Брежнев (Сталина на нас нет) якобы позволил Туполеву, проталкивающему свой самолет (будущий Ту-22М) похоронить проект Сухого. Совершивший свой первый полет 22 августа 1972 года Т-4 был после двух лет испытаний поставлен на прикол.

В середине 1970-х русские упустили, наверное, возможность красиво выиграть тяжелейшую технологическую войну, повергнув Североатлантиду в уныние.

Так описывает эпопею с созданием Т-4 Калашников. Вы наверно уже задаетесь вопросом, а какие собственно могут быть к нему претензии? Почему он не имеет права на мнение, что "сотка" действительно стала бы грозой авианосцев, буде пошла в серию? Тем более он ведь специально оговорился, Т-4 позволил бы выиграть тенхологическую войну "наверное".

Очень просто. Калашников "забыл" упомянуть один ключевой для его истории факт. Без которого этот рассказ выглядит мягко говоря неполным. Все дело в том, что за восемь лет до первого полета "сотки", в небо поднялся американский XB-70 "Валькирия".



Американский предшественник "сотки", на которого она в значительной степени и была ответом, превосходил своего советского последователя практически по всем параметрам. Скорость 3,309 км/ч против 3,200. Практический потолок 23,600 м против 18,000. Максимальный взлетный вес 250 против 135 тонн. И так далее. Но несмотря на такие высокие характеристики американский проект также был закрыт.

И дело тут конечно не в подковерной борьбе. Любое чудо-оружие, которое смотрится неуязвимым в момент своего создания, как правило быстро устаревает. Интуитивно понятно, что построить ракету, способную перехватить любой перспективный самолет, гораздо проще и дешевле, чем создать самолет, неуязвимый для любых типов ракет. Ну а коль скоро сверхзвуковой бомбардировщик больше не неуязвим, он начинает проигрывать своим "обычным" коллегам. И по полезной нагрузке, и по стоимости, и так далее.

Так случилось и с "соткой". Уже в конце 1970-го взлетел мощный американский палубный истребитель F-14 "Томкэт", со скоростью около 2,500 км/ч и потолком 15,200 м, вооруженный ракетами "Феникс" (скорость до 4,680 км/ч, дальность пуска до 190 км, потолок 30 км). Для этих самолетов Т-4 уже не был неуязвим, а они стали поступать в палубные эскадрильи в 1974-м, когда "сотка" только вовсю проходила испытания. Тоже и с зенитными ракетами. Американцы усовершенствовали свой, появившийся чуть ли не в начале 50-х "Стандарт" до того, что он теперь может перехватывать и спутники!

Видимо именно это, а так же сложности с доводкой и серийным выпуском столь революционной техники (в реальности Т-4 не разгонялся более 1,3 Маха), послужили причиной отказа от перспективного бомбардировщика.

И уж конечно не приходится говорить о победе СССР в "технологической гонке". Самолет Сухого и появился позже, и выглядит поскромнее своего американского аналога. Если его создание и служит иллюстрацией чего-то, то лишь очевидного технологического отставания СССР. То есть Калашников применяет наиболее широко используемый элемент современной пропаганды – умолчание. Он не прибегает ко лжи, нет. Но иногда умолчание равноценно лжи. Оно позволяет делать выводы прямо противоречащие реальности.
Tags: Максим Калашников, третья мировая, холодная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 154 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →