СССР построил гигантский завод в Северодвинске и собирался аналог на ДВ соорудить, а некий промежуточный вариант в виде завода в комсомольске соорудил. Результат известен - эсминцы и крейсера строили крупными сериями, ПЛ - сотнями. России это не снилось - что кроме 7 линкоров соорудили? ни одного крейсера из 8, и половину из 50 эсминцев. Вы тщательно давите на самый класс - капиталшип. А давайте посмотрим объем военного судостроения в тоннах в России и СССР и что получится?
Хорошенькое дело. Еще можно сравнить в тоннах выпуск проката или аллюминия. С 1913-м годом. В поединке с картонным чучелом РИ, СССР действительно смотрится убедительно. А если взять за точку отсчета 862-й год, советский прорыв будет еще зримее :). Давайте однако спустимся с небес на грешную землю, и поговорим на эту тему подробнее. Тем паче, что в последней ветке спор опять привычно перескочил на сравнение России и СССР. Что же, приятная тема, почему бы и не развить.
И выберем для предмета сегодняшнего разговора, как вы уже догадались из названия, эсминцы. Действительно, одним из главных и широко разрекламированных успехов советской судостроительной промышленности перед войной было создание большой серии эсминцев проектов 7 и 7У. Всего с 27 ноября 1935 года, когда был заложен "Гневный" по 30 ноября 1942-го, когда в строй ТОФ вошел "Редкий" удалось построить 46 кораблей. Еще 7 достроить не смогли. Очень приличная серия довольно современных кораблей. За указанный период СССР, таким образом, уступал лишь США, Англии и Японии. И был примерно на уровне Франции и Италии. Опережая Германию. Это количественно, качество пока не берем. И это только эсминцы, в линкорах, авианосцах, крейсерах отставание СССР было огромное от всех перечисленных стран. Включая и Германию.
Теперь что у России. Если отбросить стоящий особняком "Новик", который был во многом опытным и очень передовым по своему времени кораблем, то с 20 сентября 1912 года, даты закладки "Беспокойного" по 14 декабря 1917 года, когда флоту был сдан "Каперанг Миклуха-Маклай", вошло в строй 29 кораблей этого класса. Еще 6 эсминцев, находившихся в высокой степени готовности, достроили после революции, 17 других так и не достроили.
С формальной точки зрения, 46 эсминцев за 7 лет это 6,5 штук в год. 29 за 5 лет это 5,8 штук в год. Единственная разница состоит в том, что для России из этих 5 лет и 2 месяцев лишь менее двух лет падают на мирное время, причем 9 месяцев осуществления программы пришлись на период после Февральской и даже Октябрьской революций. А у СССР из 7 лет 5,5 лет вышли мирными! И при этом Россия поддерживала почти такой же темп строительства, как и СССР. Это если говорить об общем темпе. Сами корабли строились в России гораздо быстрее. Например заложенный в июле 1915-го "Азард", вступил в строй в ноябре 1916-го! В СССР за всю его историю корабли основных классов строились ли столь быстро? Мне о таких ничего не известно. При этом "семерки", как обычно называют эсминцы проектов 7 и 7У, строились от 3-х до 6-ти лет. Редчайшие единицы за 2,5 года.
Если смотреть в относительных цифрах, то Россия уступала по темпам строительства эсминцев Англии и Германии. В конце войны проснулся американский колосс, но Россия к этому времени уже сошла со сцены, после февраля 1917-го темпы работ резко упали. Франция, Италия и Япония отставали.
С учетом всех перечисленных факторов, можно констатировать, что даже в области строительства эскадренных миноносцев, ко Второй мировой СССР далеко еще не вышел на те позиции, которые Россия занимала к Первой мировой. Надо вспомнить еще и о том, что не считая 6 лидеров типа "Ленинград" и ряда единичных кораблей, СССР кроме "семерок" ничего и не имел, а у России и кроме "новиков" эсминцев было много. К началу ПМВ их числилось в составе флота 116 штук. У СССР к началу ВОВ был 51 корабль этого класса, включая 17 "новиков". Это если брать чистое количество. Теперь настало время поговорить и о качестве.

К началу первой мировой войны флот Российской Империи качественно приблизился к мировым стандартам кораблестроения. И одним из выдающихся достижений русских технологов, инженеров и кораблестроителей стали превосходные для своего времени эскадренные миноносцы типа «Новик».
Благодаря своим высоким мореходным и маневренным качествам, большой автономности, сильному артиллерийскому вооружению и приспособленности к минным постановкам, они решали самые разнообразные задачи: разведку, дозорную службу, нарушение коммуникаций противника, набеговые операции на порты базирования, охранение собственных конвоев и транспортов.
Так характеризует последние русские эсминцы в своей книге "Эскадренные миноносцы типа "Новик" в ВМФ СССР. 1920-1955 гг." Л.В.Лихачев. Еще дальше идет А.Чернышев, который в монографии "Новики. Лучшие эсминцы Российского Императорского флота" пишет следующее:
Можно уверенно сказать, что "Новик" - стал аналогом "Дредноута" среди миноносных кораблей. Сам "Новик" был настолько удачным кораблем, что конструктивные доработки проекта привели к массовой постройке и к возникновению шести "серий" этого типа. <…> Новики были просто лучшими в своем классе.
Первое, впрочем, преувеличение. "Дредноутами" в своем классе "новики" конечно не стали. Поскольку явно не обесценили предыдущие эскадренные миноносцы, как "Дредноут" обесценил существовавшие до того линкоры. А вот лучшими среди себе подобных безусловно были. И оказали огромное влияние на развитие класса эскадренных миноносцев в мире.
Оказали ли какое либо влияние на мировое кораблестроение "семерки"? Конечно нет, поскольку являлись творческой переработкой итальянского эсминца "Маэстрале", начатого постройкой в 1931-м году. И став, таким образом, порождением концепций, обладавших умами конструкторов в начале 30-х годов, - за 10 лет до войны.
А концепции эти, с учетом итальянской специфики гласили, - скорость и огневая мощь. Сверхскоростными кораблями "семерки", учитывая качество исполнения итальянских решений (в свою очередь отнюдь не самых прогрессивных) на советской производственной базе не стали. Как кстати не стали и их итальянские прототипы. Да этот параметр и оказался в условиях реальной войны третьестепенным. А вот огневой мощью обладали очень солидной. Естественно тягаться с английскими "Трайблами", японскими "Фубуки" или французскими "Ле Арди" наши семерки не могли. Но смотрелись к началу войны не хуже среднего эсминца флотов ведущих держав это уж точно. Правда русские "новики" превосходили своих современников в этом компоненте настолько, что даже к концу ПМВ, когда уже и России никакой на сцене давно не было, редкий эсминец смог бы превзойти их в артиллерийской дуэли.
Вся беда в том, что огневая мощь оказалась практически единственным козырем советских эсминцев. И этот козырь остался войной практически не востребованным. А у "новиков" подавляющая огневая мощь была лишь одним из многих достоинств.
Ахиллесовой пятой седьмого проекта была малая прочность корпуса. Итальянцы, для достижения превосходства в скорости хода, чему они традиционно придавали решающее значение, стремились всемерно облегчить свои корабли. Не желая при этом жертвовать вооружением, они экономили на корпусах, делая их более легкими, но и менее прочными. Однако то, что хорошо для маленького и спокойного Средиземного моря не подходит для более суровых условий. Этого и не учли советские конструкторы.
Мало того, что меньшая прочность корпуса приводила к неоправданным потерям кораблей. Так, например, во время ПМВ четыре "новика" подорвались на минах. Причем "Беспокойный" 28 августа 1916 года у Констанцы сразу на двух, а "Орфей", "Забияка" и "Летун" на одной каждый. Но ни один из этих кораблей не был потерян.
Что касается "семерок", то из 20 подорвавшихся кораблей 9 погибли. Двойного подрыва не пережил ни один. Более того, эти корабли могли разрушаться и без всякого воздействия неприятеля. В ночь на 6 мая 1942 года "Громкий" едва не потерял носовую часть, попав в восьмибалльный шторм. Корабль получил такие повреждения, что его пришлось разрезать надвое и устанавливать нос заново.
Еще показательнее во всех отношениях случай, произошедший с "Сокрушительным". 20 ноября 1942 года, эскортируя конвой QP-15, он попал в 8-9-балльный шторм. У корабля отломилась и затонула корма. На спасение "Сокрушительного" были высланы эсминцы "Урицкий" и "Куйбышев". Это были... бывшие "новики" "Забияка" и "Капитан Керн", спокойно выдержавшие шторм. Эсминцы советской постройки – лидер "Баку", и посланный на смену "новикам" "Громкий" этого шторма не выдержали, причем последний был вынужден прервать операцию и вернуться на базу, а первый, также участвовавший в проводке конвоя QP-15, получил повреждения.
Когда "Урицкий" и "Куйбышев" подошли к терпящему бедствие "Сокрушительному" выяснилось, что в условиях такого жестокого шторма буксировка не представляется возможной. Тогда было решено снять команду. В числе первых борт аварийного эсминца покинули командир и большинство офицеров. Впрочем, перебив всех образованных русских, большевики не могли уничтожить всех русских вообще. Поэтому команда корабля, пусть и брошенная своими "офицерами", оставалась, в общем такой же, какими были наши моряки в самые славные периоды русской истории. Нижние чины, не получая команд ни на эвакуацию, ни на мероприятия по спасению корабля, по собственной инициативе (!) организовали борьбу за живучесть. Оказались исправны и были запущены котлы. Оба гребных вала переломились, однако пар был нужен, чтобы запустить водоотливные механизмы. В общем и целом, команде удалось стабилизировать состояние судна, его плавучести ничто не угрожало.
Проблема состояла в том, что организовать спасение людей в столь сложных условиях было чрезвычайно трудно. В добавок на обоих "новиках" стало выходить топливо. Тогда им на смену и был послан "Громкий", который, как уже было сказано выше, не преуспел. В итоге на корабле осталось 15 человек. Завершающим актом драмы стал приказ командования СФ атаковать дрейфующий корпус эсминца, на котором еще оставались люди, торпедными катерами, чтобы "не допустить сдачи врагу". К счастью, отмененный в виду плохой погоды. Капитана "Сокрушительного" и командира БЧ-2 расстреляли по приговору военного трибунала, остальных офицеров отправили в штрафбат. Кроме двоих старлеев, разделивших судьбу корабля и оставшейся части команды, пропавших без вести. Такая вот история. Сколько еще русских людей так вот бездарно погибло в эту войну, расплачиваясь за чужие ошибки. Впрочем, разве это не Ленин сказал, - "чем хуже, тем лучше"?
Вторым главным недостатком седьмого проекта стала низкая дальность плавания, которая существенно сужала их тактические возможности, в особенности на открытых театрах.
Любопытная деталь, ставшая неожиданностью для командования корабля: в тяжелую погоду эсминец при наличии 480 т мазута мог пройти всего 920 миль вместо "паспортных" 3000! Цитата заимствована из книги "Гремящий" и другие". В результате в одном из походов "Громкий" израсходовал все топливо, и, не дойдя до базы, лишившись хода, вынужден был лечь в дрейф! Вы найдете подобные примеры в истории других флотов? Причем этот случай был не единичным.
Кроме того, советский флот унаследовал и преумножил такую традиционную беду русского флота, как строительная перегрузка. Вот еще цитата из той же книги:
Более жестких требований к минимальному водоизмещению, совершенно не адекватному вооружению, не выдвигалось, пожалуй, ни англичанам, ни американцам, ни немцам, ни французам… Подчас дело доходило до личного вмешательства Сталина, контролировавшего ход проектно-конструкторских работ. Видимо причиной здесь была простая некомпетентность высшего руководства, по старинке считавшего, что стоимость корабля прямо пропорциональна его размерам.
В результате перегрузка "семерок" превысила все разумные пределы. Например, эсминцу "Гремящий" по спецификации полагалось иметь стандартное водоизмещение 1425 т и полное 1955 т, реально же на испытаниях в 1939 году оно составляло соответственно 1612 т и 2215 т, а в мае 1943-го 1820 т и 2350 т.
Такая перегрузка вызвала опасное снижение отстойчивости. Не лучше обстояли дела и с мореходностью:
Мореходность "семерок" оставляла желать лучшего, даже если учесть, что требования к ней в 30-е годы существенно отличались от современных. Из-за узких обводов носовой части корпуса эсминцы сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость снижалась до 5-8 узлов. Уже при 6-балльном волнении хождение по верхней палубе становилось невозможным, и кормовые помещения, имевшие вход с палубы, были недоступны.
Как мы видим, в условиях войны, определяющими стали именно эксплуатационные характеристики. Но это не значит, что со всем остальным у "семерок" был полный порядок. Большой бедой довоенных эсминцев всех стран стало то, что артиллерийский бой и торпедная атака, для которых они собственно и создавались, оказались войной практически невостребованными. А на первый план вышла борьба с авиацией и подводными лодками. "Семерки" пострадали от такой смены приоритетов сильнее других, как в виду слабости отечественной промышленности, не освоившей в нужном количестве выпуск необходимого оружия, так и отсутствия на самих кораблях резервов для его установки, ввиду их перегруженности.
Зенитное вооружение эсминцев седьмого проекта состояло из двух 76-мм, двух 45-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов. 45-мм пушки оказались в роли зенитных орудий бесполезны, как из-за низкой скорострельности, так и из за медленного наведения. 76-мм орудия обладали очень ограниченными секторами обстрела. Но главное на корабле отсутствовали какие-либо приборы управления зенитным огнем. Не удивительно, что от ударов немецкой авиации погибло 8 "семерок". По ходу войны зенитное вооружение модернизировалось, на некоторых кораблях появились английские радары, системы управления огнем. Но в общем отставание от ведущих флотов в таком важном компоненте пожалуй даже не сокращалось а росло.
Что касается противолодочного оружия, оно было символическим – бомбосбрасыватель при незначительном запасе глубинных бомб. Это в то время когда зарубежные корабли такого класса оснащались бомбометами и гидролокаторами, имея в 3-4 раза больший запас бомб. Частично положение по ходу войны выправлялось, в частности установкой английских "асдиков".
Наконец в качестве минного заградителя "семерки"… уступали даже куда меньшим по размерам "новикам" принимая в перегруз 98 мин образца 1912 года, тогда как "новики" легко принимали 100!
Подвести итог первой части нашего разговора хочется этой цитатой из книги Чернышева:
…"новики" зарекомендовали себя как превосходные универсальные корабли. Они вели артиллерийские бои с кораблями противника, охраняли свои линкоры и крейсера, сопровождали транспорты и участвовали в набеговых операциях на вражеские конвои, ставили минные заграждения как у своих баз, так и в водах неприятеля. Эсминцы иногда использовались для траления фарватеров. В годы Великой Отечественной войны они осуществляли поиск подводных лодок. Своей артиллерией поддерживали приморские фланги войск, обстреливали береговые батареи, технику и живую силу противника. Эсминцы высаживали десанты и использовались для перевозки войск и гражданского населения из блокированных баз.
После того как "новики" в 1940-е гг. были вооружены современными зенитными орудиями, гидроакустическими и радиолокационными станциями, они почти не уступали по боевым качествам новым эсминцам проектов 7 и 7У, а по мореходности даже превосходили их.