oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Category:

48. Мировая авиация

Пауза однако получилась у меня поистине МХАТовской. Видимо поздравлять с прошедшими праздниками уже слегка поздновато ;). А и не буду. И так ведь ясно, что я желаю читателям всего наилучшего?

Взяться за перо меня побудила реклама серии "Мировая авиация" по TV. Вообще то в последнее время книг, тем более журналов я почти не покупаю, интернет же есть. Однако рекламы печатной продукции военно-исторической направленности я по телевидению не припомню. Был тронут. Вынул трудовые рубли и пошел покупать. Делюсь впечатлениями.

Начал со статьи о Super Hornet, как раз сейчас тема американского флота актуальна. Ну что могу сказать. Возникло ощущение дежавю. Помнится в начале эры персональных компьютеров язык наиболее вероятного противника знали еще слабо, и решили перевести руководство к какой-то, сейчас уже не упомню, игре автопереводчиком, кажется промпт-ом первой версии. Lt.col. он перевел как лейтенант-столбец. Выражение прижилось.

Читая статью из "Мировой авиации" не мог отделаться от ощущения, что ребята взяли английский текст, перевели автопереводчиком и опубликовали. С поправкой конечно на тот факт, что переводчики стали гораздо лучше:

В последний период своей службы Tomcat начал также сбрасывать бомбы, а радиус его действий немного увеличился. F/A-18E/F доказал, что прекрасно справляется со всеми этими ролями

APG-79 обладает способностью сканировать карту поверхности

Это не говоря уже о фактических неточностях. Может это я конечно отстал от жизни, но каким это образом S-3 Viking - противолодочный самолет, таже выполнявший функции заправщика, цитирую: превратился в основной самолет для действий над сушей. Да еще и сказано не по-русски.

Скажу честно, давно не испытывал такого разочарования. Думаю наши люди достойны намного более качественого источника информации о авиации. А ведь судя по замаху это будет массовое издание. То есть 90% людей буут черпать информацию оттуда. Так как тиражи современных специализированных жрналов подобной направленности минимальны. С другой стороны приятно конечно ощущать себя носителем недоступных для большинства, сакральных знаний :).

Думаете статьей о "Хорнете" дело и ограничилось? Типа тема для нас малоизвестная, взяли статью из западного журнала, порезали, кое-как перевели, но остальные материалы качественные. Не сказал бы. Язык действительно получше, но ляпы на каждом буквально шагу.

Статья о Ил-2. В центральной части фюзеляжа располагались четыре контейнера (?), вмещавшие до 600 кг авиабомб. На самом деле на внутренней подвеске до 400 кг бомб, и еще 2 ФАБ-100 в перегруз под крылом.

Или вот: за первые восемь месяцев 1944 года было выпущено 16,000 Ил-10 (их всего построили менее 5,000 в основном после войны).

В статье о Кожедубе самая качественная фотография... Покрышкина. Ивана Никитовича видимо не смогли найти. Кожедуб оказывается сбил 18 неких U-87. Видимо летающих над степями Украины подводных лодок.

Все это соседствует с качественными цветными проекциями и отличной полиграфией. Я не пойму одно, если у ребят нашлись деньги на полиграфию, на рекламную кампанию по TV, неужели сложно было найти одного (1) редактора, который бы все тексты прочитал, а их немного, и ошибки исправил. Ведь подается издание, как ЭНЦИКЛОПЕДИЯ! Что же это за энциклопедия, помилуйте?

В общем губят себя люди на корню. А жаль. Хорошая могла бы получиться серия. Помнится мне в детстве один знакомый подарил книгу "Боевые самолеты". Меня эта книга, что называется перепахала :). А что получит новое поколение...

Интересен и еще один момент. В целом взгляд на историю авиации, предлагаемый издателями серии можно назвать "западным". Потери штурмовиков в боях были огромными, однако считалось непрактичным прикрывать самолет броней сверху и сзади. Согласитесь писать так у нас о Ил-2 не принято. А если уж очень надо, отечественный автор наверно заменил бы эпитет "огромные" на "тяжелые".

Еще интереснее в этом плане статья "Воздушная война на Восточном фронте". Я уже устал говорить, но выражения "воздушная война" в русском языке нет. И говорить "Восточный фронт" у нас так же не принято. Ну ладно. Вот как характеризуются потери первых дней войны в авиации (орфография соблюдена - своих опечаток я не добавил):

к 12.00 за первое утро боевых дейсвий немецкие летчики уничтожили свыше 800 советских самолетов. К концу 22 июня эта цифра возросла до 1811 (1489 самолетов были уничтожено на земле и 322 сбиты в воздухе). К вечеру 23 июня количество уничтоженных советских самолетов увеличилось еще на 1000. При этом сами немцы потеряли всего около 150 самолетов. По приказу Геринга эти цифры были уточнены, и при подсчете было обнаружено еще 300 уничтоженныхсоветских самолетов.

Сравните с имеющими хождение у нас цифрами. Например с утверждением, что 22 июня люфтваффе потеряли 400 самолетов. А тут 150 за два дня.

Так вот, при в целом западной оценке истории авиации, что может и не так плохо, ибо она конечно ближе к действительности, чем советская, хотя и не без перегибов, имеет место и "местная специфика". Выражается она в том, что непропорционально большое количество статей посвящено отечественной авиации. В первом выпуске это статьи о Ил-2, Кожедубе, пресловутой войне на "Восточном фронте", Су-27. На вскидку около 50% объема.

При этом на западе советская авиация освещена довольно слабо, от силы если 10% публикаций. А по Второй мировой еще хуже, их в основном интересуют локальные конфликты, где советские самолеты выступали в качестве противника американских. И возникает вопрос. А где они будут брать материалы? Чтобы выдержать такое соотношение - половина материалов об отечественной авиации придется с таким подходом очень сильно постараться. Или искать отечественных авторов. Но у них несколько другой подход.

Впрочем не уверен что пойду за следующим номером.
Tags: авиация, военная техника, мировая авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments