oldAdmiral (oldadmiral) wrote,
oldAdmiral
oldadmiral

Categories:

36. Невероятные приключения «итальянцев» в России

Идеологическая война, это тоже война, а на войне, как известно, все средства хороши. Качество применяемой аргументации играет при этом не самую важную роль, - результат достигается за счет других факторов. Например за счет количества.

Сегодня мы простимся с еще одним мифом времен Русско-японской войны – легендой о покупке, вернее не покупке Россией крейсеров «Кассуга» и «Ниссин».

В ходе дискуссий в этом блоге тема о итальянских крейсерах уже пару раз поднималась. То есть идеологическая диверсия нашла свою благодарную аудиторию. Хотя ее создатели видимо и не рассчитывали на столь продолжительную жизнь своего детища. Промелькнув на страницах желтой прессы в виде намека, неясного слуха, эта история, сыграв свою роль, в виду очевидной нелепости, должна была быстро кануть в лету. Однако смена в 1917-м году власти в стране поставила на повестку дня вопрос об охаивании прошлого России – людям надо было хоть как-то объяснить а зачем собственно нужен большевистский режим и ради чего они терпат нужду и лишения. В числе ударных тем была и «бездарная» Русско-японская война, ну а вместе с ней всплыли и отправились в долгое путешествие по страницам самых различных советских изданий от популярных до академических и итальянские крейсера.

Предоставим слово весьма рейтинговому в советское время журналу «Моделист Конструктор». Там с 70-х годов прошлого уже теперь века издавалась, и кстати до сих пор издается, весьма интересная серия статей по истории флота - «Морская коллекция». В целом серия была весьма удачной, и открыла целому поколению увлекательный мир военно-морской истории, но без идеологической работы тогда было нельзя и в одной из статей, посвященной русско-японской войне было напсано следующее:

Тем более удивительным представляется отказ царского правительства от сделки с итальянской фирмой "Ансальдо", которая в конце 1904 года предложила России продать два броненосных крейсера, построенных для Чили. Официальной причиной отказа было то, что предлагаемые крейсеры не подходят-де к типу кораблей русского флота. Но в морских кругах ходили слухи, будто представитель русского Морского министерства адмирал Абаза потребовал себе "за комиссию" от фирмы миллион рублей. Тогда "Ансальдо" нашла покупателя посговорчивее. Им оказалось... японское правительство, ухитрившееся буквально за месяц до открытия боевых действий усилить свой флот двумя броненосными крейсерами - "Ниссин" и "Кассуга".

Это предлагалось миллионам (тиражи тогда были не маленькие) интересующихся историей читателей. Так воспитывались патриоты своей Родины. Собственно результаты этой работы, в виде ряда забавных персонажей, мы можем воочию наблюдать и на страницах этого блога ;). Интересно, что попутно лягнули и адмирала Абазу. Врядли юнные читатели «Моделиста Конструктора» знали, что Абаза по легенде являлся членом несуществовавшей, как мы установили ранее, «безобразовской клики» ;). Впрочем разбираться в тонкостях идеологической войны советским историкам было вовсе не обязательно, Абаза, так Абаза.

Ну а мы проявим педантизм, и не поверим советским агитаторам на слово. Лучше по мере сил и возможности сами оценим предложенную итальянцами сделку.

Подходили крейсеры для русского флота? Однозначно нет! Спроектированные для средиземноморского театра, с его небольшими расстояниями и благоприятными погодными условиями, они считались быстроходными мини-броненосцами. Для действий на коммуникациях эти корабли не подходили не только из-за более чем посредственной мореходности, но и из за незначительной дальности плавания - запас угля на этих кораблях составлял всего 600 тонн - видимо самое низкое значение для крейсеров того времени. Использовать крейсера можно было только на ограниченных морских театрах в эскадренном бою - в виде недорогой альтернативы броненосцам, в этом качестве они действительно пользовались хорошим спросом в странах «второго» мира – Аргентине, Испании.

То, что формулировка о "несоответствии крейсеров типу кораблей русского флота" не была лукавством было доказано на практике. Когда в ходе военных действий Россия приступила к усилению флота, имея уже опыт войны, в качестве прототипа для серии броненосных крейсеров были выбраны вовсе не японские корабли, казалось бы отлично себя проявившие, а построенный во франции "Баян", хотя и хуже вооруженный, зато более мореходный и лучше сбалансированный.
Image Hosted by ImageShack.us

Как мы видим при примерно одинаковом водоизмещении, «Ниссин» короче и шире «Баяна», будучи ближе по конструкции и внешнему виду скорее к эскадренному броненосцу, чем к крейсеру. Если свести основные характеристики в табличку, станет отчетливо видно, насколько эскадренные качества у «Кассуги» и «Ниссин» превалировали над крейсерскими.

  Ниссин Баян
Водоизмещение, тонн 7440 7803
Вес бортового залпа, кг 771,4 341,4
Вес брони, тонн 1328 1449
Мощность машин, л.с. 13,500 16,500
Скорость хода, узлов 19,5 20,5
Запас угля, тонн 600 750
Высота борта в носовой части, м. 5,8 7,5


Для русских же кораблей, мореходность была основополагающим показателем, поскольку переходы например с Балтики на Дальний Восток были делом можно сказать повседневным.

Однако низкие мореходные качества и небольшая дальность плавания были не единственной причиной отказа России от этих кораблей. В конце концов в критической ситуации принципами можно было и поступиться - в составе «Тэйкоку Кайгун» корабли отлично себя проявили, а к следующей войне, когда в составе русского флота могли проявиться присущие им недостатки, они все равно бы уже устарели.

Увы, итальянцы вооружали свои корабли английскими орудиями системы Армстронга, как раз такими, какие были приняты в японском флоте. Русские же моряки имели на вооружении только орудия Обуховского завода, которые поставлялись в том числе и для строившихся за границей кораблей.

В то время Россия не имела на вооружении ни башенных двухорудийных 203-мм установок, ни одноорудийных 254-мм, составлявших главный калибр итальянских кораблей. Таким образом их пришлось бы разрабатывать и заказывать заново.

Другим вариантом было поставить на вооружение флота альтернативную систему артиллерии - английскую. Тогда, помимо прочих трудностей и расходов, возникал вопрос, - где взять снаряды? Англичане были связаны контрактом с итальянской фирмой, которой они поставляли орудия, а вовсе не с Россией. Таким образом они не были обязаны продавать нам снаряды. И вряд ли захотели бы это делать, будучи союзником Японии. Развертывать производство снарядов к английским орудиям в России? Сколько бы на это ушло времени и средств?

Впрочем даже если бы все эти сложнейшие проблемы были решены, это ничего не дало русскому флоту. Италия предлагала России еще не готовые корабли. Аврально достраивая уже перекупленные Японией крейсера, итальянцы едва успели передать еще не до конца готовые корабли, чтобы те, достраиваясь чуть ли не по ходу перехода в Японию, прибыли на место буквально за несколько дней до начала боевых действий.

Хорошо Японии, она то знала точный срок начала войны. А что было бы если эти корабли достались России? После начала боевых действий Италия уже не имела права передать крейсера нам. Уплатив деньги мы получили бы непригодные для нас и уже устаревшие корабли после войны.

Были ли таким образом у Абазы причины отклонить предложение "Ансальдо"? Да он, вникнув в дело, просто не мог принять иного решения. На самом деле вопросы возникают к тем, кто запустил эту утку. Недобросовестный спорщик часто упрекает оппонента в том, в чем виноват сам. Выдвигая против Абазы обвинения чуть-ли не в сотрудничестве с японцами, на кого работали те, кто придумал и повторял эти фантазии?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 145 comments